Изменения в рекламе
Реклама банковских кредитов без обманчивых нулей, а на сайтах банков — калькуляторы и полная информация о займе или депозите.
Наша четкая позиция: реклама должна содержать полную информацию о стоимости и основные условия банковской услуги или продукта, не должна затруднять восприятие информации, а текст должен быть пригодным к чтению. Клиенты должны понимать, сколько на самом деле стоит депозит, кредит
Результаты 2020 года: 50 крупнейших украинских банков раскрыли полную, прозрачную и достоверную информацию на своих сайтах, а также скорректировали работу депозитных калькуляторов. С другими — проводим активную работу. Также работаем над исправлением «минусов» в рекламе.
Микрокредиты — следующие на очереди
Мы за информационную симметрию в услугах как банков, так и небанковских учреждений. Следующий шаг — работа с финкомпаниями. В 2020 году Верховная Рада приняла закон, который распространил требования к потребительским кредитам и на микрокредиты. А это означает полную прозрачность. Ставка по микрокредитам должна включать все без исключения затраты потребителя, а штрафы не могут превышать максимально установленную планку.
Читайте также: Кому принадлежат и сколько зарабатывают МФО
Нацбанк со своей стороны разработал соответствующие требования к финансовым компаниям. Они заработают уже в 2021 году. Но очевидно одно: финкомпании должны будут раскрывать полную ставку за небольшими займами. Не 0,01% со звездочкой, а именно полную ставку, которая включает все расходы потребителя.
Договора станут понятными
Мы разработали дополнительные требования к банковским договорам о кредите, депозите или открытии счета, которые утвердим в январе 2021-го. Их задача — унифицировать шаблоны договоров.
Сегодня еще существует проблема, когда некоторые договора сложно прочитать из-за мелкого шрифта, другие — могут не содержать информации о размере процентной ставки по вкладу (депозиту), о последствиях невыполнения обязанностей по договору или ограничивать клиента в правах. Новые требования это исправят.
Защита персональных данных
В 2020 году НБУ начал сотрудничать с омбудсменом по правам человека. Главная задача — совместно обеспечить надлежащий уровень защиты персональных данных при предоставлении финансовых услуг, пресекать случаи незаконной обработки и распространения персональных данных.
В рамках сотрудничества НБУ и Уполномоченный Верховной Рады по правам человека обмениваются аналитикой и статистикой, в частности по результатам рассмотрения обращений о защите персональных данных, разрабатывают совместные предложения к проектам законов, нормативно-правовых актов, государственных программ
Новые правила работы коллекторов
К сожалению, не редкость, когда общение с должником содержит шантаж, угрозы отобрать жилье, круглосуточные звонки родственникам. Инструменты «выбивания долгов» напоминают мрачное Средневековье. Поэтому НБУ совместно с депутатами и Уполномоченным по правам человека разработали законодательные изменения, которые установят цивилизованные правила игры во время урегулирования просроченного долга.
Читайте также: Штраф в 100 тысяч. Коллекторов будут штрафовать за угрозы и шантаж
Соответствующий законопроект № 4241 зарегистрирован в парламенте, а профильный комитет одобрил его к первому чтению. Ожидаем ближайшее принятия законопроекта.
Стратегия финансовой инклюзии
В 2020 году Нацбанк совместно с Международной финансовой корпорацией начал работу над Национальной стратегией по повышению финансовой инклюзии. Наша цель — максимальный доступ к финансовым услугам и продуктам для всех украинцев.
Среди задач — не только защита прав потребителей, но и повышение финансовой грамотности, развитие онлайн-каналов обслуживания клиентов и прочее. Видение стратегии мы планируем представить в первом квартале 2021 года.
НБУ на связи
Если считаете, что банк или финансовая компания нарушает ваши права, вы можете обратиться в Нацбанк. Для этого зайдите на сайт НБУ (https://bank.gov.ua/), перейдите на страницу «Защита прав потребителей» и заполните онлайн-форму для обращений (https://cutt.ly/JjPdZic), указав детали проблемы. Онлайн-форма доступна 24/7, контакт-центр — в рабочие часы.
Читайте также: Продолжение валютной либерализации. Что разрешил Нацбанк
В течение года мы получили почти 16 тысяч письменных обращений потребителей и более 33 тысяч звонков в контакт-центр. Это обращения и жалобы на банки, финансовые компании, которые занимаются микрокредитованием, коллекторов, страховщиков и другие финучреждения.