О том, что происходит на рынке микрокредитования, представители МФО рассказали во время онлайн-конференции FinUpdate, организованной BankOnline, сайтом «Минфин» и Finance.ua.
Особенности конкуренции в карантин
Период карантина, когда у многих граждан возникли финансовые трудности, должен стать «золотой эпохой» для МФО, специализирующихся на займах «до зарплаты». Однако, на самом деле, все не так просто.
Потребление сейчас резко упало. Соответственно уменьшились и потребности в деньгах у «качественных» клиентов, которым можно занимать с минимальным риском, — объясняет СЕО финансовой компании Dinero Илья Веселый.
По его прогнозу, качественный спрос быстро не восстановится даже после отмены ограничений. «По моему мнению, из-за кризиса изменится склонность нашего общества к потреблению», — убежден он. Это означает, что борьба за платежеспособных заемщиков будет только усиливаться.
Меняются и продукты, на которые МФО делают ставку. По словам директора ШвидкоГроші Александра Холода, компания решила ограничить выдачу кредитов на долгий срок и сконцентрироваться на коротком продукте — до 14 дней. Средняя сумма кредитов, которые выдает МФО, также стала меньше.
Такое решение компания приняла в первые дни карантина, когда спрос на кредиты был очень высоким. «Сначала мы видели эффект паники, когда люди хотели получать большие суммы. Но это очень рискованные займы. Через несколько недель паника начала проходить, люди стали более сознательно подходить к прогнозированию собственного бюджета и не просить максимальные суммы», — рассказал Александр Холод.
Тот, факт, что МФО начали давать займы на меньшие суммы и реже кредитовать, подтверждает и глава отдела маркетинга и коммуникаций PSP Platon Гела Слюсарчук. Эта компания осуществляет процессинг платежей, а потому имеет возможность отслеживать показатели работы различных микрофинансовых организаций. По словам эксперта, средняя сумма кредитов, которые предоставляют МФО, снизилась на 30%, а количество займов просела больше, чем наполовину.
Глобальная проблема
Конечно, остаются клиенты, которым деньги нужны всегда. Они, как и раньше, обращаются ко всем МФО, которые готовы предоставить заем. Однако такие заемщики не очень желанные гости — кредиторы их тщательно проверяют.
Читайте также: Бум виртуальных карт и покупки в интернете
Как сообщил Гела Слюсарчук, в PSP Platon есть информация о том, к каким МФО уже обращалось лицо, где оно получало кредит и рассчиталась ли по нему. Количество запросов от финансовых компаний для получения такой информации с начала карантина выросла примерно в 2,5 раза.
Представители как Dinero, так и ШвидкоГроші отметили, что сосредоточены, в первую очередь, на обслуживании уже проверенных клиентов, расширение же доли рынка «любой ценой» сейчас мало кого интересует.
Снижение количества платежеспособных клиентов – проблема не только в Украине. Об этом во время вебинара рассказал управляющий директор чешской компании Creamfinance Владислав Сиганевич.
Срочно нужны деньги? Выбирай выгодный кредит в каталоге от «Минфина»
«Большое количество наших клиентов работало в туристической индустрии, в заведениях питания, на заводах, которые прекратили работу», — говорит он.
При таких условиях чешская микрофинансовая организация начала обращать внимание не только на нынешнее финансовое состояние заемщика, но и на возможные его изменения. «Мы начали ставить определенные маркеры и даже если по нынешним данным человек платежеспособен, но с большой вероятностью потеряет работу — кредит мы ему не предоставим», — рассказал Владислав Сиганевич.
В результате, сокращение по некоторым кредитным инструментам в чешских МФО составляет от 30 до 50%.
Свет в конце тоннеля
Несмотря на проблемы, микрофинансовые компании понемногу наращивают активность. Так, по словам Гелы Слюсарчука, в конце апреля объем предоставленных кредитов увеличился.
Этому способствовали несколько факторов. С одной стороны компании, которые свернули деятельность в середине марта, уже начали приспосабливаться к новым условиям. С другой – МФО, которые были сосредоточены на деятельности офлайн, понемногу налаживают онлайн-работу.
Об увеличении спроса на процессинг платежей отчитывается PSP Platon. Конечно, это касается не только МФО, но и, например, магазинов одежды, аптек, другого бизнеса. «Те, кто раньше не хотел переходить на работу онлайн, или думал, нужно ли это, сейчас хотят быстро запустить деятельность в интернете», — рассказал Гела Слюсарчук. В то же время, он признает, что этот процесс небыстрый и требует от 1 до 3 месяцев. Ведь мало создать сайт и наладить получение платежей, нужно по-другому организовывать работу всей команды.
Читайте также: Рейтинг лучших кредитов под 0% в МФО
С начала апреля возвращаются к активной работе и МФО, которые активно работали офлайн. «Есть большое количество клиентов, которые привыкли приходить в отделение и получать наличные деньги. Поэтому мы инвестировали миллионы гривен в безопасность наших отделений. Мы обеспечили клиентов и работников масками и санитайзерами», — рассказал Александр Холод. Двери тех МФО, которые расположены в торговых центрах, пока что закрыты.
Будут ли кредиты под 0%
В последние недели некоторые финансовые компании вернулись к кредитованию под 0% (фактически речь идет о кредитах под 0,01%, так как беспроцентные кредиты запрещены законодательством).
По данным «Минфина», сейчас такие займы готовы предоставлять 12 МФО. Еще на прошлой неделе их было 11, а в конце марта – только 7. В то же время, «докарантинные» показатели еще далеко — тогда «нулевые» кредиты предоставляли 23 МФО.
Сумма беспроцентных кредитов достигает 17 тыс. грн., а срок – до 30 дней. Такие займы предоставляются клиентам, которые обращаются в компанию впервые, последующие — уже будут под «настоящие» проценты.
Как объясняет Илья Веселый, такие кредиты предоставляют те компании, которые рассчитывают долго работать на рынке. Ведь на протяжении года в МФО повторно обращается около 90% клиентов, которые кредитовались под 0%.
Есть и другой способ монетизации «нулевых» кредитов. По словам Владислава Сиганевича, основной инструмент для заработка в таких случаях – это продажа пролонгации кредита. То есть, если клиент, который взял кредит под 0%, не может вернуть его вовремя, он платит комиссию за возможность отдать долг позже.
Читайте также: Спрос населения и бизнеса на кредиты рекордно снизился — опрос банкиров
Продление уже полученных займов может стать важным инструментом в «пост-карантинный» период, официальные кредитные каникулы завершатся, а возможность зарабатывать для многих так и не появится.
Алексей Писарев