Деятельность коллекторских компаний с каждым годом становится все агрессивнее. Арсенал инструментов коллектора достаточно широкий: судебные иски, телефонный террор должников, моральный прессинг их родственников и знакомых, посты в социальных сетях, их фотографии в подъездах. В последнее время возросло количество случаев переоформления права собственности на квартиру на третьих лиц без ведома собственников. Коллекторы захватывают помещения силой и «выбрасывают» оттуда всех жителей.

В любом случае, для того, чтобы эффективно противодействовать коллекторским компаниям и быть способным эффективно защищать свои интересы, заемщик должен четко знать свои права.

Коллектор, кто он?

Такого понятия, как коллектор, на самом деле не существует. Люди, которые приходят выбивать долги, официально действуют как факторинговая компания, которая получила права кредитора на основании договора с банком об переуступке права требования, преимущественно с существенным дисконтом — не более 5 – 10 % от суммы неуплаченного долга.

Офис коллекторской компании — это большой колл-центр нанятых сотрудников (20 – 50 человек). В ее компьютерную базу данных внесены все известные телефонные номера должников, их друзей и родственников. Программа в автоматическом режиме набирает номера телефонов, и, если кто-то отвечает на звонок, на экране у оператора появляется вся информация о должнике, размер долга и т.д. Затем оператор колл-центра начинает говорить заученные фразы, основанные на психологическом давлении, угрозах или запугивании. Такие методы рассчитаны на малограмотных с юридической точки зрения граждан.

Задача коллекторов — выжать максимум с должника. Людям угрожают уголовными делами, оглаской проблемы на работе. Многие просто не выдерживают угроз и согласны все оплатить, лишь бы прекратить эти запугивания.

Однако, с юридической стороны все выглядит совсем иначе. Ведь любое принудительное взыскание задолженности возможно только в рамках исполнительного производства на основании решения суда. Поэтому все, что могут сделать коллекторы, — обратиться в суд с требованием взыскания переуступленного им долга. И только в случае положительного решения суда обращаться в исполнительную службу или к частным исполнителям с целью принудительного взыскания.

На практике все это занимает полтора-два года. При этом именно коллекторы должны нести судебные расходы. Но перспектива успешного судебного процесса для коллекторов неоднозначна, поскольку не всегда их долговые требования подтверждены документами.

А цель коллекторов – деньги здесь и сейчас. Поэтому вероятность реального судебного спора незначительна, особенно при небольших займах. И, если коллекторам не удается путем угроз запугать заемщика, дальше телефонных угроз дело не доходит. Коллекторы просто забывают о таком должнике или при случае «перепродают» долг другим коллекторам, концентрируясь на более перспективных делах.

Вам звонят. Что делать?

При поступлении подобных звонков от коллекторов заемщику рекомендуется требовать полную информацию, связанную с кредитом:

  • номер и дата договора;

  • данные о первичном кредиторе,

  • реквизиты договора между кредитором и коллекторами,

  • фамилия, имя и отчество звонящего, его должность.

  • заемщик вправе требовать для ознакомления заверенные копии документов, подтверждающие задолженность, а также подробный письменный расчет суммы долга, штрафных санкций.

В случае отказа коллекторов предоставить эти документы, можно прекратить общение, поскольку без них невозможно определить правовые основания таких требований. Такие документы в большинстве случаев никто не предоставляет. Это в свою очередь дает возможность говорить о «вымогательстве» со стороны неустановленных лиц, за что в Украине предусмотрена уголовная ответственность.

Также не лишним будет предупредить о том, что телефонный разговор записывается и может быть использован как доказательство во время судебного разбирательства. Обычный работник колл-центра, который обучен действовать исключительно по инструкции и оперирует набором стандартных фраз, не готов противостоять таким аргументам. Не исключено, что после нескольких таких телефонных разговоров, коллекторы больше не будут беспокоить.

Также не стоит забывать, что сведения о кредите могут попасть в руки мошенников, которые, представляясь сотрудником компании-кредитора, требуют погасить долг, указывая реквизиты, не принадлежащие банку. Не проверив достоверность информации, заемщик рискует просто отдать деньги мошенникам.

А что с ипотекой?

С ипотечными кредитами ситуация значительно сложнее. Ведь в таких ситуациях коллекторы не обращаются в суд за взысканием долга. Работая в связке со своими нотариусами и госрегистраторами, недобросовестные кредиторы просто переоформляют право собственности на ипотечное имущество в реестре недвижимости на основании так называемой ипотечной оговорки, предусмотренной Законом «Об ипотеке». Сделать это можно в очень короткий срок без решения суда. О смене собственника квартиры должника никто не сообщает.

После этого к должнику приходят с документом, в котором указывается, что он уже не является собственником квартиры. Действовать визитеры могут вызывающе, даже срезать замки и грубой силой выкинуть тех, кто там проживает. В таких ситуациях даже вызов полиции мало чем поможет, ведь коллекторы скажут стражам порядка, что они собственники квартиры, а неизвестные люди оказывают им препятствия. Посмотрев документы, полиция просто разворачивается и уезжает, порекомендовав собственнику обращаться в суд.

Это незаконно, но как противодействовать коллекторам

Такие действия являются противоправными, поскольку единственным законным способом выселения из любого помещения является решение суда. У коллекторов такого судебного решения нет никогда, поскольку такой судебный процесс может быть настолько долгим, что заниматься этим невыгодно.

Понимая это, коллекторы стараются как можно быстрее захватить недвижимость любой ценой, после чего их уже оттуда не выгнать. И владелец уже не сможет вернуться в жилье пока не завершится дальнейшая судебная волокита, которая может длиться годами.

В таких ситуациях владельцу жилья необходимо любым способом помешать коллекторам в захвате имущества и не потерять контроль над жильем. Для этого можно заручиться поддержкой друзей – спортсменов или охранных структур, которые готовы по отмашке немедленно прибыть на объект, и при помощи физической защиты помешать планам коллекторов.

Также действенным является заключение договора с государственной службой охраны. Они реагируют достаточно быстро, и их приезд останавливает действия коллекторов. Эта организация не разбирается в сути конфликта, а защищает сторону, заключившую с ней договор.

Если удается отстоять жилье от захвата, коллекторы, встретив серьезное противодействие, оставляют попытки проникновения в жилье, и конфликт переходит в холодную юридическую фазу. И тут уже должник будет иметь возможность в юридическим путем вернуть свою собственность.

Ведь в большинстве случаев переоформления собственности в реестре недвижимого имущества на третьих лиц с нарушением правовых процедур, и поэтому у владельца почти всегда существуют возможности обжаловать действия государственного регистратора в судебном порядке и добиться отмены соответствующих регистрационных действий. Параллельно можно вступить в переговоры с коллекторами и искать компромисс. Договориться всегда можно, ведь затяжной конфликт, который требует затрат энергии и денежных ресурсов, коллекторам также невыгоден.

Ипотечным должникам с просроченными выплатами рекомендуется взять за правило: раз в две недели заходить в реестр недвижимого имущества и отслеживать, не изменился ли владелец квартиры. Если так, необходимо немедленно искать человека, кому банк перепродал долг, и, приняв все необходимые превентивные меры в отношении квартиры, выходить на переговоры с новыми кредиторами.