«Минфин» в блиц-интервью расспросил директора ШвидкоГроші Александра Холода о планах компании, как ей работается с новым регулятором и что будет с кредитными ставками в дальнейшем.

Прошлый год стал годом дистанцирования и перехода в онлайн. Однако ШвидкоГроші продолжила активно развивать офлайн бизнес. Чем обусловлено такое решение?

Мы не ожидали, что в 2020 году наша сеть изменит свой ландшафт. Но когда в мае, после первого локдауна, мы начали открываться, к нам снова пришло очень много людей. Мы поняли, что такой формат работы нужен потребителям — значит, у него есть будущее. И несмотря на то, что год оказался очень сложным, мы увеличили количество отделений и открылись в ряде крупных городов. В дальнейшем планируем только расширяться и становиться еще удобнее для клиентов.

А как насчет планов по развитию онлайн бизнеса?

Мы уже это делаем. На начало 2020 года у нас 2/3 бизнеса было в офлайне. В конце года — 2/3 бизнеса уже в онлайне. Пришлось перестроить много внутренних процессов, ведь нужно было конкурировать на рынке, который уже был сформирован. Но все равно нам удалось занять свою нишу. Мы вышли с предложениями нулевого кредита и кредита до 100 дней, которые сразу получили большую популярность среди потребителей. Поэтому уже в 2021 году мы показали большой рост.

Читайте также: Для чего в Украине пачками открывают новые МФО

В прошлом году регулятором небанковского рынка стал НБУ. Произошли ли какие-то существенные изменения в вашей работе?

Мы — достаточно крупный игрок, который был под лупой старого регулятора, а теперь — нового. Стратегия, которую мы для себя выбрали уже давно, — это работа в рамках закона. Поэтому переход от одной регуляции к другой нам ничем не докучал. А все, что появлялось новое, быстро внедряли.

Мы понимаем, что те жесткие шаги, которые делает регулятор, направлены на то, чтобы защитить права клиента и сбалансировать в определенной степени рынок. Важно, чтобы сохранялся баланс интересов как кредиторов, так и потребителей. Мы полностью поддерживаем формирование цивилизованного рынка.

Читайте также: Сплит в действии. Страховщиков и финкомпании отдали под контроль НБУ

Какие прогнозы по кредитным ставкам? Будут ли они уменьшаться?

Себестоимость процессов очень растет. Потому что регуляционные требования увеличиваются и это требует высокого уровня внутренней инфраструктуры, кибербезопасности, профессионализма сотрудников. Говорить о снижении ставок при таком количестве нормативных требований очень сложно.

Многие игроки рынка, в том числе ШвидкоГроші, сейчас выходят в большие кредиты? Какие максимальные суммы займов и насколько они востребованы?

У нас этот сервис называется «ДовгоГроші». В 2020 году мы его запустили в онлайне, а в 2021 также в сети наших отделений. Данный сервис позволяет взять клиенту кредит до 30 тыс грн и платить небольшими частями каждые 2 недели. Таким образом за 5, 7 или 10 погашений можно вернуть всю сумму. Для потребителей, которые к нам обращаются, 20 тыс грн — это достаточно ощутимая сумма. Клиентов, которые пользуются этим продуктом, на самом деле много — десятки тысяч.

В сторону МФО раздается много критики, тем не менее, клиенты и дальше продолжают сюда приходить, почему?

Потому что для многих это первое обращение в финансовую компанию. Это та категория клиентов, которым банк недоступен. Как правило, первый контакт с финансовой компанией и финансовой ответственностью — очень серьезная воспитательная часть. Мы занимаемся финансовой инклюзией: учим клиента нести финансовую ответственность и выполнять свои обязательства. Как правило, большинство клиентов, даже если и попали в просрочку, погашают свою задолженность и пользуются услугами далее. Научившись дисциплинированности и ответственности, они могут пользоваться большими суммами, и это открывает им новые возможности на финансовом рынке.

Читайте также: Небанковские финучреждения будут проверять по новым правилам — риск-ориентированным