Партнер и СЕО Lugera Ukraine Анастасия Шевченко на конференции FinRetail 2019 рассказала, какие бывают необанки и что им позволяет лидировать на рынке.
Необанки — это онлайн-банки без отделений, которые обслуживают гиг-экономику — новый формат рынка труда. Благодаря им клиент быстро и просто совершает любые операции с помощью гаджетов.
В мире есть 150 необанков. Речь идет о тех, которые получили лицензию. Совокупно количество их пользователей составляет около 250 млн. Данных о них очень мало — либо на сайтах банков, либо исследования.
Классика выхода необанков на рынок — платежи и переводы, а также управление финансами. Большинство необанков, которые рождаются, решают именно эти вопросы. Это то основное, на что они нацелились.
Три главных категории
1. Необанки — «сами по себе»
У них нет своей базы клиентов, нет за спиной сильного клиентского портфеля, есть только сильные инвестиции. Они, как правило, предлагают очень интересный продукт или продукт по очень интересной стоимости.
2. «Дочки» традиционных банков
Это детища классических банков, как, например, украинский monobank. Они хотят завоевать новых пользователей и стратегически выходят на рынок диджитал.
3. Необанки, за которыми стоят Big Tech
За этими необанками — крупнейшие транснациональные компании как Google, Amazon, Facebook, Apple, Microsoft. Они имеют огромную клиентскую базу и намного больше доверия со стороны пользователей.
Читайте также: По мотивам конференции FinRetail 2019
Посмотрим, что получилось у банков разных сегментов. Сравним несколько ярких примеров из каждой ниши.
Необанк «сам по себе»
Среди самых больших необанков по количеству клиентов: Revolut, Chime, N26, Monzo, Capital, Uala.
У всех необанков одна функция — клиентоориентированность. Большинство обслуживают gig economy («гигномику») — современную модель экономики, которая предполагает свободную и краткосрочную форму занятости — фриланс.
Читайте также: Искуственный интелект: будущее финансовой системы и экономики
NuBank
Изначально вышел на рынок в 2013 году без кредитования — с платежами и переводами, очень дешевыми продуктами и четкой целью завоевать клиентскую базу.
В январе 2019 года у NuBank резко пошел всплеск по новым пользователям. Именно тогда необанк запустил кредитование.
По состоянию на октябрь 2019 года необанк собрал 15 млн клиентов и получил 30 млн заявок на кредитную карту. Работает 1,5 тыс. сотрудников.
Необанк на базе традиционного банка
Digibank by DBS
Банк стартовал в 1968 году. В нем работает более 24 тыс. людей. Сейчас имеет активы $395 млрд и доход выше $9 млрд. Цель — максимально хорошо понимать своего клиента, который хочет быстро решить абсолютно все вопросы на одной платформе.
- Дизайн, ориентированный на клиента
- Никаких бумаг и лишних процессов. С банком легко и просто
- Бесшовный банкинг — «невидимые» платежи
- AI-ассистент от Kasisto — обучающийся искусственный интеллект, который обрабатывает 90% общения с клиентом
- 90 секунд для открытия счета — нужно ввести емейл и номер телефона, пароль и логин, отпечаток пальца
- Базовые интересные предложения: проценты на остаток, бесплатное снятие по 200 тысяч в банкоматах по всему миру и никаких требований по остатке на счетах
Похожая история в Touchbank и Hello Bank.
Читайте также: Биометрия и платежные системы — безопасно ли
Необанк на базе Big Tech
WeBank
За спиной WeBank стоит WeChat — мессенджер, крупная социальная сеть.
Преимущества:
- Искусственный интеллект — 98% обращений обрабатывается искусственным интеллектом
- Блокчейн — непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию, помогает сократить время по арбитражу решения споров с 6 месяцев до 7 дней
- Большие данные — банк знает кому, когда и что именно нужно сказать. Это помогло снизить нагрузку на хост привлечения новых клиентов на 93%
- Облачные вычисления — cтойкая и надежная ARM-инфраструктура и распределенная архитектура
Необанк использовал интересную стратегию. Он имеет 40 банков-партнеров и получает от них 80% капитала, который использует в кредитовании.
Сейчас его главный конкурент на рынке — KAKAO Bank.
Светлана Тартасюк