Существует три основных сценария работы с проблемными кредитами: реструктуризация задолженности, банкротство заемщика и продажа проблемного актива. В случае с активами неплатежеспособных банков, возможности по управлению проблемной задолженностью существенно сокращаются, поскольку ликвидация банка должна быть завершена в течении 5 лет. Таким образом, Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) может только продать эти активы.
Фонд гарантирования создал инфраструктуру по продаже проблемных активов и осуществляет их реализацию через площадку «Прозорро.Продажи», а также на внешних рынках, привлекая международных советников в лице KPMG, DEBTX, FFN, Cohen&Co. Но особого успеха в продажах активов Фонду достичь не удалось.
По состоянию на 1 июня 2019 года общие поступления в неплатежеспособные банки составляют 40 млрд грн, из них от продажи активов поступило 19,1 млрд грн. В течение 1 квартала 2019 года реализовано активы банков на сумму 2,1 млрд грн.
Реализация активов сопровождается многочисленными проблемами – кража активов путем незаконного изменения собственника в реестре прав собственности, сговор покупателей и ряд других нарушений.
Особенно показательным стал последний прецедент по реализации имущества Ильичевского порта и Ильичевского масложирового комбината, находящихся в залоге у НБУ и Укрэксимбанка. В Фонде заявили, что увидели элементы сговора участников аукциона, после того, как в ходе двух последних туров один и тот же участник снизил цену более, чем в 8 раз. В итоге Фонд гарантирования обратился к НБУ, чтобы выяснить, удовлетворят ли держателя актива такие итоги торгов. НБУ пока не ответил. Но, по мнению ФГВФЛ, этот прецедент негативно повлияет на интерес инвесторов к покупке активов проблемных банков в Украине.
Проблема не в продаже актива, а в последующем управлении этим активом. Результаты аукциона можно отменить, права собственности незаконно изменить через вмешательство в реестр. Проблема в общем бизнес-климате. Пока уровень возврата активов находится на уровне 20-30% и это очень много. Общий кумулятивный показатель по возврату активов ФГВФЛ — 6% от стоимости активов неплатежеспособных банков с учетом начисленных процентов, и он будет снижаться. Но важна не столько стоимость продажи и уровень окупаемости актива, сколько скорость его реализации. Чем быстрее актив поступит в руки эффективного собственника, тем эффективнее будет работать экономика в целом. Высокий уровень проблемных кредитов сдерживает развитие кредитования и развития экономики. Каждые 2,6% проблемных кредитов снижают ВВП на 0,6%.
В мировой практике уровень конверсии проблемных активов составляет около 70%, в Украине – 18%, то есть, в среднем удовлетворяется задолженность кредиторов максимум второй, редко — третьей очереди. Мы проанализировали взаимосвязь между уровнем развития правовой системы и уровнем продаж проблемных активов и оказалось, что в странах с развитой правовой системой этот уровень значительно выше 60-80%. При этом проблема не столько в судебной системе. Мы изучили реестр судебных решений за 6 месяцев и оказалось, что в киевских судах из 79 судебных решений 72 было принято пользу банков. Тем не менее, уровень возврата остается низким, значит проблема не в суде, а в дальнейших правовых действиях.
Большой уровень проблемных кредитов остается сегодня только у госбанков, но под него сформированы резервы и эта задолженность не составляет проблемы для банка. Но эти долги мешают банку высвободить деньги для кредитования, очистить баланс и развиваться дальше. Если срок просрочки составляет 550-600 дней, то вероятность возврата такого актива составляет 2-3%.
Уровень проблемных активов по системе не снижается, и несмотря на то что они зарезервированы на 90%, они дорого обходятся банкам, ведь те несут затраты на юристов и на сопровождение в судах. Мы анализировали, почему так много кредитов стали проблемными. Оказалось, что проблема не в экономическом кризисе и не в войне, а в простом нежелании погашать кредит. Кредит изначально выдавался операционной компании, которая не имела возможности их обслуживать. Банки слишком неразборчиво подходили к выбору заемщиков. Качество новых кредитов гораздо выше и уровень проблемной задолженности незначительный. Тем не менее, в ближайшее время НБУ утвердит положение по работе с неработающими кредитами. Банки должны будут разработать план с временными дедлайнами по работе с проблемной задолженностью.
Привлечение иностранных игроков к приобретению украинских проблемных активов – процесс непростой. Огромной проблемой является конкуренция между странами. Инвестор имеет выбор, куда идти, в Грецию, Италию или Украину, в которой бизнес-климат значительно хуже и уровень окупаемости инвестиции невысокий.
Сегодня основным конкурентом Украины на рынке проблемных активов является Узбекистан. В последние два года там сильно изменился бизнес-климат и страна стала привлекательной, в том числе, с точки зрения покупки проблемной задолженности. Основные проблемы, с которыми сталкивается покупатель проблемного актива, в запутанности правил игры. Потому мы вместе с ЕБРР разработали законопроект о создании компании по управлению проблемными активами, но этот законопроект уже 2 года лежит в Верховной Раде. Вторая проблема связана с налоговой сферой – иностранной компании крайне сложно открыть счет в украинском банке, а без этого инвестировать в Украине невозможно. Также фондам необходимо понимать объемы рынка проблемных активов – инвестировать в Украину 1-2 млн долларов накладно и невыгодно, пакеты должны быть больше и поток активов – предсказуем. Еще одна серьезная проблема – экономическая целесообразность: зачем заниматься взысканием проблемной задолженности, если ОВГЗ Украины на 6 месяцев приносят 16% годовых. Также значительно упростит работу с проблемной задолженностью существование единого бюро кредитных историй и частных исполнителей. Реализация этих целей позволит снизить уровень проблемной задолженности вдвое.
Необходимо принятие закона о роботе с проблемной задолженностью. Также особенно важным является вопрос вмешательства в работу реестров и эту проблему должен решить Минюст. Что же касается проблемной задолженности в государственных банках, то вопрос должен быть решен на уровне наблюдательных советов этих банков, которые вскоре начнут свою работу. Потому что мы понимаем, что менеджмент банка опасается продажи этих активов по заниженной цене, ведь всегда есть риск того, что правоохранительные органы увидят в этом незаконные действия.