К чему может привести такая ситуация и действительно ли банкам безопасно инвестировать в государственные ценные бумаги, на своей странице в фейсбук рассказал сооснователь банка Аваль, совладелец холдинга «Молочный альянс» Александр Деркач.
Кредитный голод
Как заставить банки кредитовать экономику. Никак. Банки нельзя заставить кого-то кредитовать указами президента, законами или решениями Нацбанка. Ни таргетируемая инфляция, ни инфляция в 10%, ни ставка рефинансирования ниже 6%, ситуацию не изменят.
После кризиса 2008-го года центральные банки и правительства по всему миру пытаются решить ту же проблему. И говорят о ней не только депутаты-популисты, но и такой человек, например, как Бен Бернанке – бывший шеф ФРС, которого в популизме трудно заподозрить.
Читайте также: Европейские банки понесут убытки в сотни миллиардов евро — FT
Эту проблему пока не удается решить даже в странах с отрицательной процентной ставкой. И дело здесь не только в плохой судебной системе или других подобных факторах, о чем у нас любят говорить. Просто хороших заемщиков не хватает на всех. А денег на рынке все больше. И возможностей для внебанковского финансирования у компаний, особенно крупных, все больше.
Государственная альтернатива
Глянул краем уха консолидированный баланс нашей банковской системы. 1 трлн в кредитах, 400 млрд в ОВГЗ. Это без Нацбанка. Нельзя говорить на каждом углу о кредитовании экономики и параллельно пылесосить всю ликвидность в бюджет. Должна работать экономика и должны работать экономические нормативы.
Любой бизнес — это борьба жадности с трусостью. Банковский тоже. Если у банкира будет альтернатива, вкладывать деньги в кредиты, или в ОВГЗ с маржой 6-7%, многие выберут ОВГЗ. Я бы и сам выбрал. Хотя нет. Я точно не выбрал бы. Проблема в том, что в основе ОВГЗ лежат те же риски, что и в кредитах. А возможно и большие. И чем их больше в портфеле, тем эти риски выше. Почему на них не распространяются нормативы по концентрациям и по кредиту в одни руки?
Я прекрасно помню 98-й год и свои личные ощущения от ежедневных(!) совещаний у Виктора Ющенко и еженедельных - у Леонида Кучмы, на предмет любви к Родине и закономерно вытекающей отсюда обязанности проконвертировать старые «плохие» ОВГЗ из нашего портфеля в новые, «самые лучшие в мире» ОВГЗ. Не самые приятные ощущения. Мы их больше не покупали потом.
Читайте также: ОВГЗ-аукцион: Минфин привлек в бюджет 11 миллиардов
Возможно я преувеличиваю ситуацию. И она ещё далека от нарисованной мною картины. Но объём вложений банков в госдолг, на мой взгляд, уже вышел и за возможности нашей банковской системы, и за рамки здравого смысла.