«Минфин» выяснил, как открыть кофейню на примере франшизы известной сети Aroma Kava.
Партнер материала | |
Осень – начало высокого сезона продажи кофе. Жители городов пьют много кофе. Это известный факт, поэтому многие думают, что кофейня, а особенно кофейня по франшизе – легкий, беспроигрышный бизнес и отличный вариант вложения инвестиций. Но, на самом деле, все не так просто. Может повезти, а может, и нет.
Читайте также: Как открыть магазин разливного пива Good Beer
Ароматная сеть
В Украине – кофейный бум. Кофе стал частью городской культуры. По данным Pro-Consulting, рынок кофе в Украине вырос в прошлом году на 11% по сравнению с 2017 годом и составил почти 9,5 млрд грн. Правда, все еще больше покупают растворимый кофе, чем натуральный и зерновой. Это связано как с ценой, так и с недостаточно развитой культурой потребления. Кофе – не национальный продукт Украины и истинных его ценителей, кофейных гурманов, здесь пока не так много.
При этом кофейни самого разного формата растут, как грибы после дождя и предложение начинает опережать спрос. Не секрет, что многие кофейни работают либо с минимальной прибылью, либо в ноль. Рано или поздно такой проект становится убыточным и закрывается. Проблема – неэффективный менеджмент и высокая конкуренция.
В зоне особого риска предприниматели, которые открывают собственную кофейню без опыта работы в этой сфере. А в этом деле есть очень много нюансов, включая составление бизнес-плана, выбор помещения и его ремонт, поиск поставщиков, персонала, формирование ассортимента, правильный запуск кофейни, ее реклама и пр. Любая ошибка дорого обойдется и существенно отодвинет сроки окупаемости.
Рисков будет гораздо меньше, если открывать кофейню по франшизе. При правильной организации бизнеса она быстро начнет приносить хороший доход. Особенно, если франшизу дает уже известный бренд, такой, например, как Aroma Kava.
Еще несколько лет назад о кофейнях Aroma Kava никто не знал. Первая Aroma Kava появилась в марте 2014 года в Харькове. Теперь это одна из крупнейших кофейных сетей, представленная в более чем 20 городах Украины. До недавнего времени владельцами были частные собственники, однако в конце прошлого года стало известно, что у Aroma Kava появился новый миноритарный владелец — группа компаний Ліга, в которую входит Ліга: Закон и Ligamedia. Как бы там ни было, франшиза сети уже несколько лет успешно продается. Примечательно то, что заведения, работающие под этим брендом, закрываются только под влиянием «обстоятельств непреодолимой силы», вроде сноса МАФов.
Как это работает
Если вы решили инвестировать в Aroma Kava, достаточно пойти на сайт компании и узнать контакты франчайзера. Размер инвестиций зависит от формата заведения. Кофейня еxpress-формата типа «островок» площадью в 6-9 кв.м обойдется в сумму от 250 тысяч гривен. Такие точки обычно открывают в торговом или бизнес-центре. Эксперты говорят, что это один из лучших вариантов для старта своего бизнеса: в таких местах всегда высокое скопление людей и пройти мимо кофейни, не заметив ее, просто невозможно.
Кофейня без входа, устроенная по принципу уличного киоска, размером в 6-15 кв. м. обойдется в 350 тысяч гривен и более. Ну, а кто хочет стать владельцем полноценного кафе придется заплатить больше. Кофейня площадью 20-50 кв. м. со входом потребует инвестиций на сумму от 450 тыс. грн., а площадью 50-150 кв. м. — от 800 тысяч гривен.
Приведенные выше суммы, — это инвестиции, необходимые для начала работы заведения. В них уже учтен паушальный платеж, включающий затраты франчайзера на регистрацию вашей тороговой точки и ее подготовку к открытию.
Паушальный одноразовый взнос за вступление в сеть для всех форматов один и составляет 150 тысяч гривен для Киева и 75 тысяч гривен для других городов. Роялти платиться ежемесячно в размере 2% от месячного оборота. Но все эти затраты будут потом. Сначала придется вложить деньги в аренду, ремонт, закупку торгового и кассового оборудования, зарплату персонала, товар (кофе, добавки, напитки и пр).
Когда вы определитесь с форматом, менеджер «Арома Кавы» сделает для вас подробный инвестиционный план, включив в него как капитальные, так и операционные расходы.
В «Арома Каве» обещают, что небольшие кофейни типа «островка» или МАФа окупятся за полгода. А обычные кофейни со столиками — за 10-15 месяцев.
Что касается прибыли, то ее размер во многом зависит от формата кофейни и ее расположения. В среднем, это 25-40 тысяч гривен для мини формата и 40-70 тысяч гривен для заведений побольше.
Выбираем локацию
Расположение – очень важный момент, от которого во многом будет зависеть и прибыль, и сроки окупаемости. К тому же, эксперты Aroma Kava должны одобрить место, в котором вы собираетесь открывать свою кофейню. Основные требования: объект должен находиться в месте большого скопления людей или с высокой проходимостью. Желательно максимальное фасадное остекление. Минимальная площадь – 6 кв.м., резервная мощность – 7 кВт. Наличие центрального водопровода и канализации не обязательно.
Если проще, то будущее заведение должно находиться в оживленном месте. Рядом с университетами, большими магазинами, бизнес-центрами, вблизи остановок транспорта или вокзалов. Это принципиально важно для сроков окупаемости.
Если вы будете арендовать помещение под традиционную кофейню, аренда в Киеве обойдется в $35-50 за кв. м. +НДС. Если речь идет о точке формата МАФ, то можно как купить место, так и взять его в аренду. Аренда будет стоить порядка 12 тысяч гривен в месяц, а покупка МАФа обойдется в 60-65 тысяч гривен.
Хотя кофейня в формате киоска – это удобно и не требует больших вложений, ее в любой момент могут снести. И это уже не раз случалось как с участниками сети Aroma Kava, так и с другими кофейнями. Например, в апреле этого года снесли «Арома Каву» на пл. Льва Толстого. Эксперты советуют перед заключением договора аренды проверить легальность МАФа на сайте Градостроительного кадастра Киева.
В любом случае с МАФ возможны любые неприятные сюрпризы. Часто возникают проблемы с подключением к коммуникациям. Из-за отсутствия канализации нужно думать, куда сливать отходы, а также постоянно подвозить воду.
Когда формат и локация нового заведения согласованы, подписывается договор франчайзинга с Aroma Kava.
Мебель и оборудование
Разумеется, дизайн кофейни должен быть выдержан в фирменном стиле «Арома кавы». Придется поставить вешалки для верхней одежды, оборудовать место для приготовления кофе, витрину для выпечки. Понадобится подходящая кофейная посуда: каждый вид кофе подается в специальных чашках и это принципиально важно.
Оборудование для приготовления кофе обойдется недешево. Владельцы кофеен говорят, что помещение может выглядеть как угодно, а вот кофемашина должна быть первоклассная, потому что это визитная карточка заведения. Основная часть посетителей – любители и ценители кофе, они обращают внимание на оборудование. Хорошая кофемашина обойдется примерно в 60-80 тысяч гривен.
Также потребуются:
-
морозильные шкафы и холодильники,
-
несколько кофемолок для разных сортов кофе,
-
миксер,
-
соковыжималка,
-
микроволновка,
-
мобильные терминалы для официантов,
-
кассовый аппарат.
Всего в оборудование придется вложить порядка 120-140 тысяч гривен.
Aroma Kava поможет найти хорошего поставщика оборудования, который предоставляет также гарантийное и послегарантийное обслуживание. Это очень важно, потому что неполадки оборудования парализуют работу кофейни.
Бариста — душа кофейни
Успех бизнеса в сфере общепита во многом зависит от персонала. Именно он создает качественный продукт и нужную атмосферу, за которыми возвращаются и благодаря которой становятся постоянными посетителями. Кстати, у Aroma Kava в этой связи есть и негативный опыт. Пару лет назад в одной из кофеен сети разгорелся скандал: бариста вел себя вызывающе-агрессивно с посетителями. Разумеется, такие ситуации не на пользу бренду. Так что персонал может как поднять престиж марки, так и испортить репутацию.
Разумеется, главный человек в кофейне – это бариста. И он должен быть не только предельно вежлив, и уметь правильно общаться с посетителями. В первую очередь он должен хорошо разбираться в приготовлении кофе. Если бариста готовит невкусный кофе, посетители в заведении не задержатся, это однозначно.
Кстати, все чаще владельцы европейских кофеен отказываются от официантов. Вместо этого приглашают звездного баристу. Вы делаете заказ, и пока кофе готовится, бариста рассказывает о его вкусовых качествах, достоинствах, методах приготовления. Человек должен быть фанатом своего дела. Посетители всегда это чувствуют и приходят в кофейню снова.
Aroma Kava обучает персонал, но выбираете его вы, так что стоит обращать внимание и на базовые профессиональные качества людей, и на их личностные характеристики, желание и способность работать в сфере обслуживания и надлежащим образом общаться с посетителями.
В Aroma Kava говорят, что все подготовительные работы на открытие кофейни в формате express займут один месяц, а если это традиционная кофейня со столиками площадью от 20 кв. м., то два месяца.
При поддержке сети вы закупаете кофе, напитки, десерты, сэндвичи и выпечку. Весь ассортимент согласовывается с франчайзером – в Aroma Kava он одинаков для всех точек сети. Когда все готово, остается только открыть двери для первых посетителей.
Партнерские услуги
То, что делает для вас франчайзер, входит в сумму паушального взноса и роялти.
В Aroma Kava вы получаете:
-
рекомендации по подбору локации,
-
выезд специалиста для оценки места расположения
-
детальный инвестиционный план.
-
дизайн-проект, который будет с одной стороны подходить вашей локации, а с другой — соответствовать фирменному стилю,
-
бренд-бук с подробным описанием всех стандартов работы.
Специалисты Aroma Kava проконсультируют по поводу выбора оборудования и проведут обучение персонала. К тому же вы получите персонального менеджера, который до момента открытия кофейни будет курировать все подготовительные работы. Когда же кофейня заработает, будут консультировать вас по всем возникающим вопросам.
Разумеется, ваш персонал посвятят в тонкости фирменной рецептуры приготовления кофе и кофейных напитков. Кофе будет поступать от постоянных проверенных поставщиков по выгодным фиксированным ценам.
В пакет входят также маркетинговые услуги, реклама, единая дисконтная программа, мобильное приложение сети.
Читайте также: Как открыть пиццерию «Челентано»
Условия кредитования
Если на открытие кофейни достаточной суммы у вас нет, можно взять кредит. Выгодные условия кредитования предпринимателей предлагает Приватбанк в рамках программы «КУБ – Країна успішного бізнесу».
Банк готов предоставить сумму в размере 50% стоимости франшизы — до 1 млн грн. Обязательное условие: предприниматель должен иметь опыт ведения бизнеса не менее года. Минимальный размер кредита – 50 тыс. гривен. Важно, что кредиты выдаются частным предпринимателям и юридическим лицам без залога.
В первые 6 месяцев ставка составит 1,8% от суммы кредита в месяц, следующие полгода — 1,6%.