Дмитрий Мусиенко начал карьеру в 1995 году, получив опыт работы в ведущих международных финансовых группах, таких как Piraeus Bank Group, Societe Generale, BNP Paribas. До Приватбанка Дмитрий Мусиенко в течение нескольких лет успешно развивал розницу Евразийского Банка (Казахстан).
К команде Приватбанка он присоединился 25 августа 2020 года. Так что буквально с первых месяцев работы ему пришлось столкнуться с негативным влиянием пандемии коронавируса на банк и его клиентов. О том, как банк переживал кризис, а также о том, какие новинки клиенты могут ждать от Приватбанка до конца 2020 и в 2021 году, в эксклюзивном интервью.
О кризисе и кредитовании
Сильно ли упала платежная дисциплина заемщиков в результате кризиса? Какой процент кредитов, по вашей оценке, перейдет в категорию проблемных?
Коронакризис по нам практически не ударил. Банк быстро отреагировал на ситуацию, сложившуюся в феврале-марте этого года в результате локдауна. В апреле, мае и июне мы предлагали своим клиентам различные варианты решения проблем – реструктуризацию, кредитные каникулы, отмену начисления штрафов и пени. В сентябре провели оценку качества кредитного портфеля Приватбанка — рост NPL составил 1,5%, с 4,5% до 6%. То есть эти меры позволили нам сохранить качество кредитного портфеля физлиц на высоком уровне. С платежной дисциплиной заемщиков все хорошо.
В период карантина банки серьезно ужесточили требования к заемщикам. Многие клиенты жаловались, в частности, на Приватбанк. Говорили, что банк срезал или полностью закрывал открытые ранее кредитные лимиты. С чем были связаны такие изменения? Начал ли банк возвращать кредитные лимиты к прежним значениям?
Ответственное кредитование – это нормальная мировая практика. В период локдауна банк продолжил кредитовать лучших заемщиков. Наш подход — предлагать кредиты тем клиентам, которых наша система риск- менеджмента считает наиболее надежными, наиболее платежеспособными. Кстати, Приватбанк не снижал всем подряд лимиты до нуля. Мы пересматривали условия, оставляя те лимиты, которые позволяли клиентам нормально себя чувствовать. Мы действовали как финансовый консультант. С учетом нашей клиентской базы, скоринговых моделей и накопленного опыта, мы четко понимаем, какие клиенты будут рассчитываться своевременно, а каким лучше повременить с кредитом.
А клиентам, которые действительно испытывали финансовые трудности, мы предлагали реструктуризацию, кредитные каникулы. Причем такой клиент мог не только не погашать тело кредита, но и не платить проценты. Сейчас ситуация нормализовалась и мы возобновляем кредитование и увеличиваем кредитные лимиты по картам. Рынок начинает восстанавливаться. Но если страна вернется к сценарию полного локдауна, мы вернемся к более консервативному подходу.
Много ли было клиентов, которым банк аннулировал кредитный лимит?
Тех, кому Приватбанк в локдаун практически обнулил кредитный лимит — около 11%. Это были в основном клиенты, которые не использовали свой кредитный лимит. Чаще речь шла о снижении кредитного лимита, чем о его отмене. Если бы мы не пошли на эти меры, то получили бы рост NPL. В итоге банк был бы вынужден отказывать в кредитовании и платежеспособным клиентам с нормальным уровнем доходов.
Что сейчас больше востребовано – овердрафт по карте, мгновенные рассрочки или кеш-кредиты?
Кредитные карты – это локомотив банка, по ним мы даем хорошие условия, достаточный льготный период. Хорошим спросом пользуется оплата частями, которую мы предлагаем в торговых сетях, но основной продукт все же – кредитные карты.
Читайте также: Как получить кредит по программе «5-7-9%» и сэкономить для бизнеса 200 000 грн в год
На чем сейчас больше всего зарабатывает банк (проценты по кредитам, комиссии, дополнительные сервисы)? Какова доля розницы в финансовом результате банка?
У нас стабильно сохраняется соотношение процентного и комиссионного доходов на уровне 50 на 50%. Основной бизнес в рознице – это кредитование, кредитные карты. Также банк является лидером по приему платежей – доля Приватбанка на этом рынке составляет 49%. Мы также являемся лидером по продаже страховых продуктов. Если оценивать долю розницы в структуре доходов банка, то она составляет около 60%.
О низких ставках и настроениях вкладчиков
С начала года депозитный портфель Привата растет – достиг 222,3 млрд грн., несмотря на то, что банк сильно снизил ставки по депозитам. Много ли открывают новых депозитов или в основном пополняют старые, открытые еще под высокую ставку? Готовы ли клиенты вкладывать гривну на длительные сроки?
В этом году у нас 85% прироста пассивов физлиц обеспечили именно текущие счета. Если говорить о срочных депозитах, то клиенты, скорее, пополняют ранее открытые депозиты, чем открывают новые. Но что интересно, сумма новых вкладов примерно в два раза больше, чем сумма пополнения. Конечно, в период нестабильности вряд ли кто-то будет открывать депозиты на длинные сроки. Хотя в целом в Приватбанке депозиты со сроком 9-12 месяцев занимают около 40% портфеля.
В какой валюте вкладчики предпочитают хранить деньги?
В гривне. Несмотря на то, что ставки по гривне снижаются, люди продолжают держать гривну на текущих счетах и срочных депозитах.
Вкладчики продлевают депозиты на прежних условиях или банк в случае продления снижает ставку?
Ставки снижаются. Этот тренд будет сохраняться. Мы ориентируемся на рынок и на учетную ставку НБУ. Для нас стратегически важным является развитие кредитования, а депозиты — основной источник фондирования.
Как долго может продлиться период низких ставок? При каких условиях тенденция может развернуться?
В нашей стране сложно что-то прогнозировать, но тенденция этого года – снижение ставок. Нацбанк снизил учетную ставку и довел этот показатель до 6% годовых. Все крупнейшие банки снижают доходность депозитов.
Сейчас ставка по гривневым депозитам в Приватбанке не превышает 8,5-9% годовых. Намерен ли банк и дальше ее снижать?
Глобального снижения уже не будет, мы этого не планируем. В стратегию банка входит наращивание кредитования и нам для этого нужны ресурсы.
Сегодня вкладчики должны платить налог с дохода по депозитам, который и без того низкий. С заработанных процентов государство забирает 18% подоходного налога и 1,5% военного сбора. Как вы считаете, следует ли отменить эту практику?
Это вопрос, скорее, к парламенту или Министерству финансов. Конечно, если бы налог отменили, то мы получили бы рост депозитной базы. Но, думаю, что в ближайшее время на это рассчитывать не стоит.
Сейчас ставки, начисляемые на остаток средств на карточных счетах, сравнимы со ставками по депозитам. Как вы оцениваете эту ситуацию? Остаются ли аргументы в пользу открытия вклада?
По текущим счетам мы платим до 6%, по срочным депозитам — около 8,5%. Сбережения на карте сложно контролировать. Вы совершаете покупки, ходите в рестораны, делаете импульсивные покупки и траты. Нужно обладать хорошей дисциплиной, чтобы накапливать сбережения на карточном счете. Поэтому срочные депозиты — это все-таки подушка безопасности. Ставки по депозитам, хоть и незначительно, но выше, и решение о трате денег, накопленных на депозите, вы принимаете совершенно осознанно. Поэтому депозиты сегодня не столько инструмент для заработка, сколько подушка финансовой безопасности.
С учетом налогов на доход по депозитам, доходность вкладов рискует упасть ниже инфляции. Допускаете ли вы, что в таком случае население начнет тратить гривну, которая сейчас лежит на счетах, на покупку валюты? Тем более, что сегодня есть возможность покупать валюту онлайн.
Опасность перевода гривневых сбережений в валюту, в первую очередь, связана со стабильностью курса. Она всегда существовала и будет существовать. Когда начислялись более высокие ставки по гривневым депозитам, вероятность конвертации гривневых сбережений в валюту была ниже. Когда ставки составляли 13-15% годовых, даже девальвация гривны на 10% не приводила к массовой конвертации.
Читайте также: Как получить выгодный курс доллара и заработать на этом
Растет ли интерес клиентов к ОВГЗ? Какие предпочитают — гривневые или валютные облигации? По вашим оценкам, будут ли расти объемы вложений населения в этот инструмент? Какой % облигаций покупается в Приват-24?
Спрос и интерес к ОВГЗ со стороны клиентов физлиц есть. И спрос растет, несмотря на то, что доходность ОВГЗ в последнее время снижается. Если говорить о валютных и гривневых ОВГЗ, то инвестиции наших клиентов распределяются в пропорции 50 на 50%. Я думаю, что вложения населения в этот инструмент будут расти. Это хорошая альтернатива депозитам. Это бумаги, эмитированные и гарантированные государством, и они будут пользоваться спросом. Но тут нужна эффективная рекламная кампания со стороны банков и Министерства финансов. Если говорить об объемах, то около 10% инвестиций в ОВГЗ происходит в Privat24 в режиме онлайн. С точки зрения количества, половина сделок наших клиентов физлиц с ОВГЗ приходится на Privat24.
О платежах и новых технологиях
Приватбанк впервые в Украине запустил биометрические POS-терминалы — FacePay24. Какие еще технологические новинки можно ждать от банка в этом и следующем году?
Первые результаты применения терминалов FacePay24 очень хорошие. Сейчас в торговой сети работает 1 тыс наших биометрических терминалов, до конца года планируем увеличить парк до 20 тысяч. А до конца следующего года мы планируем поставить до 70 тыс терминалов с возможностью оплаты лицом.
Что касается новых направлений, мы начинаем тестировать онлайн идентификацию клиентов. Речь идет о том, чтобы люди, которые ранее не были клиентами Приватбанка, могли в режиме онлайн пройти процедуру идентификации и удаленно открыть счет в банке. Я думаю, что до конца ноября завершится тестирование пилотного проекта и мы начнем массовое применение этой технологии. Теперь не нужно будет посещать отделение даже если вы ранее не были нашим клиентом. Всю процедуру можно будет пройти в несколько кликов, сделав фото документов на смартфон.
Еще один проект — это установка в отделениях банка специальных роботов для самостоятельного перевыпуска карт. Сейчас, чтобы перевыпустить карту, нужно прийти в отделение, дождаться приема сотрудником банка, подписать заявление и получить карту. Теперь же появится специальный терминал, в который можно будет вставить свою старую карту, ввести пин-код, и через 30-40 секунд получить новую.
Также мы первыми в Украине начали выпуск карт китайской платежной системы UnionPay. Это крупнейшая платежная система Китая и мира. Для тех, кто путешествует в Азию как турист или бизнесмен, карты могут стать очень полезным инструментом. Эти карты скоро будут выгодны и для тех, кто совершает покупки на AliExpress.
О планах НБУ и финмониторинге
В Нацбанке заявили, что хотят отучить физлиц платить с карты на карту и научить их делать платежи со счета на счет. Как вы относитесь к такой перспективе? Будет ли вариант платежей «со счета на счет» более дешевым для физлиц?
Мы проводим сейчас порядка 100 тыс. транзакций со счета на счет в день. Конечно вы правы, что сегодня преобладают платежи физлиц с карты на карту. С другой стороны, это снизит финансовую нагрузку, ведь платежи со счета на счет дешевле для клиентов. Первый шаг был сделан, когда НБУ ввел стандарт IBAN. Сейчас система электронных платежей со счета на счет работает в режиме 23/5 и для полноценного обслуживания платежей физлиц должна перейти в режим работы 24/7. Мы положительно относимся к этой инициативе.
Как на работе банка отразились новые требования по финмониторингу? Выросло ли количество операций, которые блокирует банк? Какие сложности возникают в работе с клиентами?
Вы имеете в виду постановление НБУ №65, которое ввело риск-ориентированный подход. Ко всем операциям, которые носят подозрительный характер, мы относимся осторожно. Но наша цель – не тотальная блокировка операций клиентов, а предотвращение незаконных операций. Мы и ранее придерживались такой же политики, поэтому нормативные изменения на нас сильно не отразились. Нельзя сказать, что количество блокируемых операций существенно выросло.
О развитии Privat24
В сентябре 2019 года Приватбанк представил финальную версию обновленного сервиса Privat24. Какие выводы вы сделали спустя год? Нужно ли что-то добавлять или менять (исправлять) в ближайшее время?
Privat24 – это экосистема, которая постоянно развивается и обновляется. В нее добавляются новые сервисы и возможности. Сегодня клиенты банка могут использовать в Privat24 около 147 сервисов. Мы идем от потребностей клиентов. Как только в Киеве запустили видеофиксацию нарушений ПДД, уже через сутки мы запустили сервис отслеживания и оплаты штрафов. Когда в Украине стартовал открытый рынок газа, в Privat24 появилась функция, позволяющая выбрать для себя поставщика. Продукты постоянно добавляются. Например, Privat24 позволяет оформить до 90% предлагаемых нами страховых продуктов.
Privat24 постепенно превращается в маркетплейс, где можно найти не только финансовые услуги, но также покупать товары, заказывать услуги и пр. Насколько эффективен этот бизнес?
Этот бизнес безусловно эффективен, так как позволяет банку зарабатывать. К примеру, за 10 месяцев этого года, с учетом локдауна и остановки междугороднего сообщения, комиссия банка за продажу страховок и железнодорожных билетов составила 627 млн грн. Среди всех продаваемых в Украине билетов на поезда доля Приватбанка 21%. В банке работает специальный digital комитет, на котором обсуждаются все проекты и продукты, которые мы хотим реализовать в Privat24. Успешность Privat24 – это результат коллаборации разных подразделений банка – разработчиков, розницы, департамента по работе с торговыми предприятиями, средним и малым бизнесом. Только в такой тесной связке возможно быстрое внедрение новых сервисов и обновление уже действующих.
Читайте также: Анна Тигипко: в izibank уже есть более 25 разных сервисов для клиента
О популярности NFC-платежей, виртуальных картах и инфраструктуре
Насколько активно распространяются NFC-платежи с помощью носимых устройств — смартфонов, браслетов, колец и т.д?
Очень активно. Процент владельцев смартфонов, которые используют для платежей ApplePay, очень высокий. Если есть возможность платить телефоном, карту никто с собой не носит. Платят телефонами, часами, планшетом, кольцами. Бесконтактные платежи составляют около 50% от всех безналичных транзакций.
В конце прошлого года мы начали выпускать полностью виртуальную карту. И это совсем новая клиентская история. Таких карт уже порядка 300 тысяч, они ничем не уступают картам с физическим аналогом. Такой продукт рассчитан на тех клиентов, которые изначально выбирают cashless и не нуждаются в походах в банк. Это новая интересная ниша обслуживания людей, которые выбирают цифровой банкинг. Такие виртуальные карты привязаны к сервисам ApplePay и GooglePay и ими можно спокойно пользоваться как платежным инструментом.
В Украине количество POS-терминалов на душу поселения недостаточное, если сравнивать с аналогичным показателем стран ЕС. Как вы оцениваете уровень развития платежной инфраструктуры? Достаточно ли терминалов с функцией NFC?
Я согласен с тем, что насыщение страны POS-терминалами недостаточное. И мы будем усиливать работу в этом направлении, несмотря на то, что Приватбанк уже является лидером по эквайрингу. Потенциал для роста существует. Сейчас в сети Приватбанка 237 тысяч терминалов, то есть за год мы увеличили сеть на 40 тысяч терминалов. Причем практически вся наша сеть — 86% — принимает бесконтактные карты и кошельки. До конца 2021 года планируем довести сеть эквайринга до 250 тысяч и 100%-ным бесконтактом. С учетом реалий постковидной экономики и развития малого бизнеса — это хороший прогресс.
Юрий Гусев