Сотрудничество с МВФ означает, что Украина сможет привлекать иностранный капитал и стабилизировать экономику и финансовую систему. Но не все так просто, как на первый взгляд. Вопрос — как страна распорядится деньгами.
О том, как кредит МВФ повлияет на экономику Украины и как не повторить судьбу Аргентины, в колонке для «Минфина» рассказал аналитик ИГ «Универ» Михаил Федоров.
Эффект домино
В это возможно сейчас сложно поверить, но текущая программа помощи МВФ может стать поворотной точкой, поскольку далее в экономике страны запустится позитивный эффект домино.
Читайте также: Красный свет для расширения льгот «упрощенцам» и снижения пенсионного возраста
Последовательность событий будет следующая: МВФ выделяет деньги и дает сигнал всем инверторам в мире о том, что инвестировать в Украину безопасно. За счет этого мировой капитал будет закладывать меньший риск в инвестиции в страну и охотнее вкладывать деньги в государственный долг Украины. Вложения нерезидентов в ОВГЗ, которые в прошлом году выросли практически с нулевой отметки до 120 млрд. гривен, могут кратно увеличиться. Это позволит полностью решить проблемы с государственным долгом и снизить ставки по заимствованиям.
Читайте также: Нерезиденты будут осторожно возвращаться на рынок ОВГЗ. Объем инвестиций на конец года может превысить 120 миллиардов
После окончательной стабилизации государственных финансов агентство Moody's наконец повысит кредитный рейтинг Украины до уровня «В». В результате страна будет иметь рейтинг «В» от всех трех ключевых рейтинговых агентств мира. Это позволит стране еще более укрепить финансовую стабильность.
Благодаря стабилизации финансовой системы и крепкому курсу гривны, в стране, наконец-то, упадут ставки по кредитованию, что позволит запустить кредитный мотор экономики. А учитывая то, что уровень кредитования в Украине сейчас очень низкий, то и потенциал роста кредитования у страны просто огромный.
Рост кредитования даст огромный толчок для роста экономики во всех сферах, и покупательная способность украинцев будет увеличиваться. Страну ждет цикл роста экономики, и сейчас экономика Украины находится лишь в начале этого пути.
Читайте также: Украина и МВФ. Инвестиционный бум уже не за горами
Суть проблем Аргентины
Но во всем этом есть огромная мина. Поскольку важен не только рост номинальной экономики и рост покупательной способности людей. Очень важно качество этого роста, и тут невольно встает вопрос о том, как Украине не повторить судьбу Аргентины.
Если вспомнить историю, то в 1989 году номинальный ВВП Аргентины составлял $76 млрд, а в 1998 году он вырос до $298 млрд, то есть почти в 4 раза за 9 лет. Но потом Аргентину постиг дефолт, и к 2002 году ВВП упал до $97 млрд.
Читайте также: Чему Украину может научить новый дефолт Аргентины
Суть проблем Аргентины заключалась в том, что в начале 90-х в страну пошел прилив денег, эти деньги запустили экономику, в том числе и кредитование, и благосостояние аргентинцев, их покупательная способность стала очень быстро расти. Но аргентинцы, образно говоря, очень быстро научились «кушать» как развитые страны, а работать так же производительно не научились.
Поэтому когда кредитный цикл завершился, экономика Аргентины оказалась в состоянии дисбаланса, когда потребительская экономика оказалась в отрыве от производственной экономики. Номинальный рост экономики Аргентины и рост потребления значительно обогнал производственную составляющую, и из-за сложившегося перекоса и случился дефолт.
Читайте также: Чем дефолт Аргентины может аукнуться Украине
Варианты для Украины
Украина сейчас находится в схожем состоянии, что и Аргентина в 1989-1992 годах. Деньги у страны будут, они придут, такова будет конъюнктура. Но вопрос стоит в том, как этими деньгами страна распорядится. Проест ли их и потратит их на «стразы», или пустит на инвестиции?
В первом варианте со «стразами» наплыв денег будет тащить экономику вверх несколько лет. Но после того, как кредитный цикл завершится, а завершится он тем, что большая часть страны (и население, и компании, и государство) будут в долгах, наступит кассовый разрыв. ВВП, который к тому моменту может быть вырастет до $300-400 млрд, рухнет назад, в его нынешнее состояние.
Во втором варианте страна получит здоровый экономический рост, и в будущем разрыва кассы не случится, что позволит экономике развиваться и дальше.
Для второго варианта Украине нужно научиться работать как развитая страна. Причем когда речь идет о работе, то вопрос стоит не о том, что нужно вылить много «пота». В развивающихся странах люди много работают и, образно говоря, выливают 100 литров «пота» для того, чтобы заработать $10 тыс., поскольку работают на оборудовании стоимостью $20 тыс. В развитых странах люди работают на оборудовании стоимостью $200 тыс., а потому тратят только 50 литров «пота», зарабатывая при этом $50 тыс.
Для того, чтобы в стране был здоровый рост экономики, нужно создать условия для инвестиций, чтобы частный капитал сам хотел вкладывать и работать, чтобы половина кредитных денег шла в инвестиции, а не только в потребление. А чтобы так случилось, нужно продолжать реформы, нужно совершенствовать налоговую систему, нужно создавать конкурентный рынок, нужно завершить судебную реформу, нужно полностью реализовать на практике принцип о незыблемости права на частную собственность, реализовать принцип разделения властей и многое другое.
Тогда для ведения бизнеса в Украине будут созданы нормальные условия, и тогда у страны будет нормальный, здоровый рост экономики. В противном случае через 10 лет деньги будут «счастливо проедены», и вновь будет «разбитое корыто».
И проблема заключается в том, что рост экономики в любом здоровом и не здоровом виде усыпляет всех — и политиков, и население. Сейчас, когда «тяжело», все озабочены тем, как развиваться и что делать, и потому готовы делать реформы. Но через несколько лет номинальный рост экономики может усыпить бдительность, ведь все вдруг станет хорошо, и будет эйфория светлого будущего, от того и реформы могут не завершиться.
Какой путь выберет страна и каково будет положение в экономике в 2028-2030 году, будет зависеть от того, хватит ли у нынешних властей Украины сил и решимости достроить полноценную рыночную экономику в предстоящие годы или нет. Усыпит ли наплыв денег их желание менять страну в лучшую сторону или нет. Удастся ли стране построить экономику с балансом между потреблением и производством или нет. От этого зависит будущее, точно так же как настоящее зависело от прошлых действий властей.