Можно ли обойти запрет
«Очень много спекуляций на эту тему уже было в прошлом году. Я могу только снова процитировать любимую статью закона о НБУ № 54: „Национальный банк не финансирует дефицит государственного бюджета“. Ни НБУ, ни я не планируем отступать от этого пункта», — сказал Кирилл Шевченко в интервью «Интерфаксу». Глава НБУ не имеет права говорить неправду. И не говорит.
Нацбанк действительно прямо не кредитует правительство. Но все не так однозначно. Потому Глава НБУ еще имеет право и недоговаривать. Может даже не право, а обязанность. Потому что если глава НБУ начнет говорить обо всем, что происходит с экономикой, банками и самым НБУ, у самого главы не будет времени ни поесть, ни поспать, а в стране начнется финансовый кризис.
Недоговаривает. Потому правильная цепочка выглядит немного длиннее. НБУ не финансирует дефицит государственного бюджета. Но Нацбанк финансирует банки, которые финансируют дефицит государственного бюджета.
Рассмотрим примеры и перейдем к цифрам. На начало прошлого года у банков не было задолженности перед НБУ — за исключением Приватбанка (остаток по старому стабилизационному кредиту, который банк в течение года успешно погасил) и Мисто Банка — там сравнительно небольшая была сумма, не более 100 миллионов.
Прошлогодней весной Нацбанк предложил новый инструмент — долгосрочное рефинансирование банков. Я лично к тому мероприятию отнесся и до сих пор отношусь очень негативно, и это тема для отдельного разговора. Да и неважно. Важно то, что банки начали им массово пользоваться.
Всего таких длинных «рефов» в течение года было выдано примерно на 48 млрд грн, почти 40 из них — в августе-декабре.
Также банки начали массово брать у НБУ еще и короткие «рефы» на три месяца, как правило, когда подходил срок погашения, такие «рефы» «ролловерились» (заменялись на такие же новые трехмесячные кредиты). Всего путем рефинансирования Нацбанк в прошлом году напечатал примерно 60 млрд грн.
Как деньги дошли до правительства
В конце 2020-го, если не забыли, ситуация с бюджетом была такой себе. Критической была, скажем прямо. Правительство смогло ее решить за счет того, что за рубежом были дешевые деньги, и нам их дали, несмотря на срыв переговоров с МВФ.
И этого тоже не хватило бы, если бы правительство не занимало внутри страны через ОВГЗ. Основными покупателями которых были, конечно, банки.
Нерезиденты, то есть, иностранные покупатели, об исключительном интересе которых нам говорили инвестиционные банки, тоже имели место быть, и основной прирост ОВГЗ обеспечили банки, 72% от прироста объема ОВГЗ за октябрь-декабрь 2020 (специально взял этот период, потому что тогда начались трудности с бюджетом).
Итак. На какие средства банки купили почти 80 млрд новых гривневых ОВГЗ и почти 8 млрд (в гривневом эквиваленте) валютных?
Откуда у банков взялись эти деньги в последние три месяца 2020-го? На самом деле, два основных источника: 80 миллиардов притока средств клиентов и 42 миллиарда, взятые в НБУ (немалая сумма, на самом деле, даже во время обострения кризисов столько банки давно не занимали).
Из тех 80 миллиардов 70 — это текущие счета, то есть средства, которые клиент имеет право забрать в любое время. Все эти средства в ОВГЗ не инвестируешь, даже в трехмесячные, не говоря уже о длинных и годовых. Короткие депсерты, овернайты, какие-то другие короткие инструменты — да, ОВГЗ — лишь частично.
Собственно, это видно из статистики, куда ушли те вовлеченные миллиарды (на том же графике). Это ОВГЗ (больше половины всего прироста гривневых активов банков), депозитные сертификаты, новые гривневые и реструктурированные валютные кредиты.
Читайте также: Марченко: Среди невыполненных требований МВФ — наказание за недостоверное декларирование
И преимущественно все-таки ОВГЗ. Да и вкладывать привлеченные в НБУ средства в депозитные сертификаты того же НБУ особого смысла нет: ставка одна и та же, учетная ставка НБУ плюс-минус полпроцента, а транзакционные издержки есть.
И, наоборот, брать в НБУ рефинансирование под 6−7% и покупать ОВГЗ под 10−11% — makes much more sense.
Какие банки покупали ОВГЗ
Можно зайти с другой стороны, и посмотреть, сколько гривневых ОВГЗ купили банки, которые получили кредиты рефинансирования от НБУ. Те банки, которые брали рефинанс на 43 млрд, за это же время купили ОВГЗ на 43,9 млрд.
Еще на 24 млрд ОВГЗ взяли, то есть прокредитовали правительство, государственные Приватбанк и Укргазбанк. Они не брали кредитов в НБУ, да и так имели хорошую ликвидность. И остальные 11 млрд кредитования правительства пришлись на банки, которые не брали рефинансирования у НБУ, это преимущественно иностранные банки — Сити, ОТП, Сбербанк, или брали раньше — Авангард, Рада и другие.
То есть, кто рефинанс брал, тот ОВГЗ и купил. Преимущественно так.
Иными словами, Нацбанк не кредитовал Правительство прямо, как говорится, «в лоб». Ведь так нельзя. Закон. И косвенное кредитование таки имело место быть.
Это не означает, что Нацбанк к чему-то принуждал банки. Или был определенный сговор. Или правительство, или Офис президента давили на НБУ, а тот на банки. Так могло быть, а могло и не быть.
Читайте также: Игорь Уманский: Без помощи МВФ петлять получится только за счет эмиссии
Однако без кредитов рефинансирования от Нацбанка правительству было бы гораздо труднее. Может даже правительство не могло бы продать столько ОВГЗ и покрыть дефицит бюджета — это даже не оценочное суждение, а факт.