«Минфин» разбирался, какие проблемы придется решать новому главе НБУ.
Ожидания рынка
Опрошенные «Минфином» эксперты выделили пять основных направлений, которыми придется заняться новому руководителю Нацбанка.
Читайте также: Как новый глава НБУ поменяет кадровый состав центробанка
1. Активизация кредитования
Об этом неоднократно говорили в Совете Нацбанка, Офисе Президента, в Кабмине. С этим также согласны украинские макроэкономисты и их западные коллеги. Возрождение украинской экономики невозможно без восстановления кредитования. Насыщение ее деньгами, то есть монетизация (отношение кредитного портфеля к ВВП), активно падало в последнее время. С 58,8% до 34,2% в 2014-2019 году и до 25% — в 2020-ом.
Это делали целенаправленно, чтобы остановить рост цен в Украине. Удержание инфляции было записано в задачи, и даже в прямые обязанности Нацбанка. И регулятор с ними успешно справлялся. Но в ведомстве забыли о росте промышленного производства и ВВП, поэтому пришлось срочно менять приоритеты. Говорят, именно по этой причине и выбрали на роль нового председателя НБУ Кирилла Шевченко.
«Назначение Кирилла Шевченко выглядит логичным, учитывая желание президента ускорить темпы кредитования в Украине. Под его руководством Укргазбанк более чем вдвое увеличил объем кредитного портфеля на фоне более чем скромных результатов банковской системы в целом. Очевидно, что нас ждет более мягкая монетарная политика и ослабление требований к кредитованию», — сказал «Минфину» финансовый аналитик группа ICU Михаил Демкив.
От нового руководителя НБУ ждут перезапуска не только классического кредитования бизнеса и населения (в первую очередь, ипотеки), но и внедрения новых механизмов.
«Важными приоритетами развития финансовых рынков в Украине должно стать постепенное восстановление рынков межбанковского кредитования, корпоративных облигаций, валютных и процентных деривативов. Это позволит снизить роль НБУ в управлении банковской ликвидностью, диверсифицировать источники финансирования корпоративного сектора экономики, а также улучшить управление валютным и процентным риском компаний и банков», — прокомментировал «Минфину» перспективу председатель правления Райффайзен Банка Аваль Александр Писарук.
2. Смена валютной политики
Зеленский не раз заявлял, что текущий курс гривны должен соответствовать тому, что предусмотрен госбюджетом — 29,5 грн/$. А временами открыто говорил, что гривна должна стоить 30 грн/$. Так экспортеры смогут зарабатывать больше и больше платить налогов в госбюджет, который хронически не выполняется. Но старое правление Нацбанка уверяло, что это не рыночные курсы и девальвация невозможна в текущих экономических условиях.
Это аргументировали следующим образом:
- из-за сокращения расходов в период карантина и слабого спроса на импортные товары из-за границы стало поступать меньше товаров и услуг. Соответственно, спрос на валюту упал до минимума и больше не давит на курс гривны;
- стабильный спрос на доллар создают лишь иностранные держатели облигаций внутреннего госзайма, выводящие свои капиталы из гривневых ОВГЗ: с начала лета портфель иностранцев сократился на 9,2 млрд грн, а с начала года — на 21 млрд грн (со 114,2 млрд грн до 93,2 млрд грн).
Президент ждет, что новый председатель Нацбанка изменит эту ситуацию и немного просадит курс гривны даже в таких условиях. А, соответственно, рынок ждет этого от Кирилла Шевченко.
Первые поползновения уже есть. За пару дней этой недели валютный курс межбанка уже подрос на полгривны (достигал 27,4 грн/$). Но это курсовое движение связано лишь с психологической реакцией на новости по назначению нового человека в НБУ. Все понимают, что Шевченко обещал в Офисе президента девальвацию гривны, потому покупают доллар наперед и поднимают его курс.
Но дальше от нового руководителя Нацбанка ждут структурных действий для усиления давления на курс нацвалюты:
- более агрессивного выкупа долларового излишка на межбанке — на высоких уровнях (без сбивания курса вниз);
- денежных вливаний в экономику через активизацию кредитования;
- увеличения объема эмиссии гривны через рефинансирование банков.
«Не исключено, что Нацбанк будет более активно выкупать валюту на рынке, не допуская укрепление курса гривны, подобное тому, что мы видели в прошлом», — признал Михаил Демкив.
Читайте также: «Я не допущу неконтролируемой эмиссии»: новый глава НБУ о курсе доллара и экономике
3. Эмиссионная активность
Насыщения экономики гривной ждут не только через наращивание банковского кредитования или выкуп доллара на межбанке. Могут быть и другие способы:
- формирование Нацбанком вторичного рынка ОВГЗ. Регулятор мог бы стать на нем маркетмейкером и время от времени выкупать долговые бумаги Минфина. Это наотрез отказывался делать Яков Смолий, который настаивал на консервации текущего нацбанковского портфеля гособлигаций (на уровне 324,6 млрд грн);
- разработка программы выкупа проблемных долгов по типу Европейского Центробанка либо американского Федрезерва.
И то, и другое — эмиссия. На такой подход к вливанию гривны не решался Смолий, но его ждут от Кирилла Шевченко. Конечно, не в таких масштабах, как у ЕЦБ и ФРС, которые открыто печатают евро и доллар триллионами, но хотя бы в рамках точечных вливаний по отдельным государственным предприятиям, банкам либо стратегическим отраслям.
Читайте также: Накроет ли мир осенью волна дефолтов
4. Сокращение проблемных кредитов
Это очень важный момент и условие для возрождения банковского кредитования. Финучреждения не рискнут сколько-нибудь активно наращивать новое кредитование пока не придумают, что делать со старой «проблемкой» — кредитными долгами живых предприятий, которые стоят на просрочке или проходят сложную реструктуризацию. Решение этой проблемы должно быть в приоритете нового руководителя НБУ.
«Снижение объема неработающих кредитов, усиление прав кредитора и рекапитализация ряда банков являются основными проблемами банковской системы. Их решение во многом будет способствовать расширению кредитования реального сектора экономики», — подтвердил Александр Писарук.
Регулятор постоянно требует от банков расчищать портфели проблемных кредитов, и они действительно сокращаются. Однако дело идет крайне медленно из-за кризиса судебной системы, слабых правоохранительных органов и высокой коррупционной составляющей. За два с половиной года доля неработающих кредитов в банковской системе сократилась менее чем на 5%:
- начало 2018 года — 54,5% всего кредитного портфеля;
- начало 2019 года — 53,9%;
- начало 2020 года — 49,1%;
- 1 июня 2020 года — 49,6%.
Динамика четко иллюстрирует проблему: не успели банкиры разгрести старые невозвраты по кредитам, как из-за карантина стали наращиваться новые. Причем под эти новые еще не формировались резервы — на время карантина НБУ ввел мораторий и дал банкам небольшую передышку. Однако большинство финучреждений так и не придумало, что с этим делать.
«Нужно решать проблему с реструктуризированными кредитами физлиц, малого и среднего бизнеса и корпораций. Ведь если не будет платежей, то нужно будет формировать резервы, а это ударит по капиталам банков», — отметил «Минфину» председатель правления Forward Bank Андрей Киселев.
Совершенно очевидно, что в условиях эпидемии коронавируса, сложной ситуации во всей экономике, акционеры совсем немногих банков смогут найти средства на капитализацию своих структур. Так что если Нацбанк не включится в решение этой проблемы, то может начаться новая волна закрытия банков.
Потому от Кирилла Шевченко ждут разработки и запуска механизмов по выкупу проблемных активов. Совершенно очевидно, что он не может быть массовым, как в Европе или США, но должен стимулировать разгрузку банковских балансов и поддержку приоритетных отраслей экономики.
5. Выход из карантина и прибыльность банков
Нацбанк уже начал готовить финансовый рынок к плавному выходу из карантинных ограничений. Возвращаются комиссии за отгрузку наличных, за услуги системы электронных платежей НБУ и пр. Но пока еще действует запрет на взыскание пеней и штрафов за невозврат займов, и без этого рычага давления на заемщиков банки не могут наладить погашения по своим кредитным портфелям. При этом все предвкушают восстановление требований по резервированию, которые спровоцируют рост убытков банковской системы.
Финансисты открыто говорят, что оказались в ловушке: с одной стороны, их клиентам на законодательном уровне позволили не платить, а с другой — от самих банков требуют не только поддерживать прибыльную деятельность, но и выдавать новые кредиты для стимулирования экономического роста.
Без вмешательства Нацбанка проблему будет очень сложно решить. Не потому, что НБУ должен быть нянькой для банков и обязан помогать им зарабатывать. Нет, не обязан. Но задача и даже обязанность регулятора — создавать здоровые условия для развития финансового рынка.
То есть банковской системе нужен понимающий и функциональный регулятор, а регулятору нужна рабочая банковская система. Как бы пафосно это не звучало. Поэтому от Кирилла Шевченко ждут полной перестройки взаимоотношений НБУ и рынка.
«Перед банковской системой стоит проблема прибыльности. За реструктуризации кредитов кто-то должен заплатить. Пока за это платят либо банки — своей прибылью, либо их акционеры капиталом», — заметил Киселев.
Риски для финансов и экономики
Пока все обсуждают только один риск — эмиссионный. Общественность боится, что активизация кредитования экономики, в том числе при помощи эмиссионных мер, выльется в рост гривневой массы, которая ударит по курсу нацвалюты и инфляции.
Правда, эксперты уверены, что массового кредитования сразу не начнется.
«Нацбанк может пойти на смягчение требований к кредитованию в части финансовых показателей заемщиков. Ведь значительная часть бизнеса традиционно находится в тени, и ее не покажешь кредитным работникам банка. Это даст дополнительный прирост кредитованию, но вряд ли будет соответствовать ожиданиям. В Украине просто нет достаточного спроса на кредиты от платежеспособных заемщиков, которые не могут получить кредит только из-за регуляций Нацбанка. В таком случае бы возник теневой банкинг (shadow banking) — попытки кредитовать заемщиков в обход регулирования, через другие инструменты, чтобы на этом заработать. Но такое явление практически отсутствует», — объяснил ситуацию Михаил Демкив.
Если обобщить основные риски, с которыми столкнется Кирилл Шевченко по мере внедрения новых мер, то их будет несколько:
- Эмиссионные, которые будут оставаться ключевыми. Объемы вливаний через валютный и кредитный рынки нужно рассчитать так, чтобы курс нацвалюты не выходил за рамки 30 грн/$, а инфляция — за 10-12%. Очень важны правильные расчеты НБУ и выверенность всех мер в рамках новой денежно-кредитной политики. Иначе Украина может скатиться в новый экономический кризис.
- Стабильность банковской системы, которой будет сложно выходить из карантина. «По мере выхода из кризиса, Нацбанку необходимо будет провести стресс-тестирование банковской системы с последующей докапитализацией тех банков, которым потребуется увеличение капитала за счет средств акционеров», — считает Александр Писарук.
- Отношения с международными кредиторами. МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и прочие глобальные кредиторы наверняка будут следить за сменой руководства Нацбанка, денежно-кредитной политикой и прочими новыми шагами регулятора. Следить и выдавать свои пожелания/требования. Кстати, поэтому большинство финансистов с иронией говорит о независимости НБУ (не только из-за смены власти). Понятно, что Кириллу Шевченко придется согласовывать ключевые моменты с западными кредиторами. Иначе страна может лишиться внешней подпитки и утратить имидж надежного партнера, под который правительство рассчитывает привлекать средства с мирового долгового рынка (еврооблигации, ОВГЗ) и инвестиции.
- Бюджетные, налоговые изменения и макроэкономическая стабильность. Серьезные проблемы с промышленным производством и ростом ВВП в Украине начались еще в 2019 году. После карантинных мер правительства они только усугубились. Потому банки и финансовые рынки столкнутся с ключевыми экономическими рисками. «Рост безработицы, закрытие предприятий МСБ, сокращение экспорта продукции», — перечислил «Минфину» председатель правления Пиреус Банка Сергей Наумов.
Елена Лысенко для «Минфина»