► Читайте «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах

Блокировка счетов: Ключевые показатели

В третьем квартале 2025 года было проработано 6 945 письменных обращений:

  • 1 048 обращений в отношении государственных банков,
  • 1 013 — по частным банкам,
  • 287 — в отношении банков иностранных банковских групп.

Самыми распространенными вопросами, которые касались деятельности банков, были:

  • вопрос о блокировании и арестах счетов — 583 обращения,
  • о кредитовании в банках — 354 обращения,
  • мошенничество — 312 обращений,
  • относительно проблем с переводом — 285 обращений,
  • по урегулированию просроченной задолженности — 124 обращения.

В третьем квартале 2025 года было проработано 7 804 устных обращения (звонки в контакт-центр). При этом в отношении действующих банков — 1982 обращения.

За устными обращениями (звонками) было зафиксировано 934 обращения по блокированию и арестам счетов, что составило 47% всех жалоб в контакт-центр НБУ на работу банков.

Другие устные обращения:

  • информация о статусе рассмотрения обращений — 874 обращения,
  • урегулирование просроченных долгов — 845 обращений,
  • кредитование военнослужащих — 334 обращения,
  • невозможности обменять/снять валюту — 521 обращение.

По сравнению с предыдущим кварталом количество письменных обращений возросло на 197, тогда как количество звонков в контакт-центр уменьшилось на 558.

Доля обращений с признаками нарушений в государственных банках составила 2%, а в частных и иностранных банках — по 1,4%.

Почему банки блокируют счета

Национальный банк объясняет, что блокирование счетов или расторжение деловых отношений происходит, когда банк обнаруживает подозрительные финансовые операции, не соответствующие имеющейся информации о клиенте и его деятельности. В таких случаях служба внутреннего финансового мониторинга банка требует от клиента предоставить дополнительную информацию, документы или пояснения для надлежащей проверки.

Непредоставление этих данных приводит к блокированию счетов и может послужить основанием для одностороннего расторжения деловых отношений банком.

Что делать, если вам заблокировали счет

Алгоритм действий потребителя в случае блокировки счета (рекомендации НБУ):

  • Предоставьте запрашиваемые документы: Если банк принял решение о блокировании счетов или отказе от поддержания деловых отношений, необходимо предоставить запрашиваемые информацию/документы/объяснения для опровержения имеющихся в банке подозрений и пересмотра решения.
  • Обратитесь в банк напрямую: Если блокировка счета состоялась, но вы не получили от банка никакого запроса о необходимости предоставления информации/документов/объяснений, вам необходимо обратиться непосредственно в банк.
  • Обратитесь в НБУ: В случае обжалования действий или решений банка вы имеете право обратиться в Национальный банк Украины.