Этот прием давно используется в украинской политике, но нынешняя ситуация демонстрирует другую реальность. В отличие от предыдущих десятилетий, миссия МВФ и офис Фонда в Киеве активно работают с бизнес-ассоциациями, проводят консультации, собирают данные, анализируют барьеры и проблемы.
Именно поэтому четко видно: многие инициативы, которые в публичной плоскости подаются как «требования МВФ», де-факто являются предложениями Министерства финансов, а не позицией Фонда.
Роль МВФ заключается в определении фискальных рисков — дефицита бюджета, недостатка доходов, неэффективности администрирования. Но МВФ никогда не определяет конкретные налоговые инструменты, которыми правительство должно закрывать эти риски.
Каким именно путем сбалансировать бюджет — решение украинской власти. Поэтому приписывание МВФ непопулярных мер, таких как повышение налогов для ФОПов, является некорректной интерпретацией. Фонд указывает на проблему, а способ ее решения предлагает правительство. И часто этот способ является самым простым.
Экономическая роль ФОП
В первую очередь — это инструмент самозанятости. ФОПы— это основная форма занятости для миллионов людей. Он снижает нагрузку на государственные социальные расходы и обеспечивает мобильность украинского рынка труда.
Второе — фундамент микроэкономики общин. В малых городах и поселках ФОПы формируют ядро локальной экономики: торговля, мастерские, услуги, общественное питание.
Третье — опора цифровой экономики. IT, маркетинг, дизайн, разработка — значительная часть экспортоориентированных сервисов работает в ФОП-модели.
Четвертое — антикризисный механизм. В условиях войны и кризисов ФОПы выполняют роль «экономического амортизатора» — позволяют людям быстро адаптироваться.
Структурные проблемы упрощенной системы
Оптимизационные схемы: зарплатные ФОПы, разделение компаний на десятки ФОПов, использование упрощенной системы для крупных операций.
Неравенство в налоговой нагрузке между ФОП и ТОВ. Это стимулирует выбор организационной формы не по бизнес-логике, а из-за разницы в налоговой нагрузке.
Отсутствие адресного контроля. Вместо работы с нарушителями инициируются массовые изменения для всех — что неэффективно.
Нехватка качественной аналитики и моделирования. Налоговые решения в Украине традиционно принимаются без оценки влияния на рынок труда, уровень тенизации, поведение плательщиков, макроэкономические показатели.
Позиция государства и политические факторы
Рекомендация НБУ и ГНС по зарплатным ФОПам. Документ определяет: ФОП, который выполняет те же функции, что и штатный работник, — это скрытая занятость. Эту норму нужно перевести в плоскость обязательного выполнения.
Реакция парламента. Ряд народных депутатов публично заявили о нецелесообразности резких изменений налогообложения ФОПов в военное время.
Позиция налогового комитета. Председатель Комитета по вопросам финансов и налоговой политики Даниил Гетманцев подчеркнул: до завершения военного положения система налогообложения ФОПов меняться не будет.
Позиция бизнеса. Украинская Рада Бизнеса призвала МВФ пересмотреть подход и сосредоточиться на улучшении администрирования, усилении аналитики, адресной борьбе со схемами.
Как решить проблему
ФОП являются не фискальной, а социальной и экономической опорой — особенно в военное время. Статистика 2021−2025 годов демонстрирует гибкость и быструю адаптацию микробизнеса.
Основная проблема — не модель ФОПов, а злоупотребления, которые государство может решить адресно. Массовые изменения, направленные на всех ФОПов, несут риски тенизации и релокации бизнеса.
Политически и экономически радикальные изменения в налогообложении ФОПов маловероятны в ближайшее время. Фокус должен сместиться с «массовых решений» на адресную работу контролирующих органов с использованием рекомендаций НБУ, ГНС и современных аналитических инструментов.