► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости

Компенсация потерь из-за нового маршрута

В октябре Россия усилила удары по украинской газовой инфраструктуре, что привело к критическим потерям. По оценкам, Киев потерял не менее 50% собственной добычи газа и теперь вынужден импортировать дополнительные 4 миллиарда кубометров для компенсации дефицита.

В ответ на это был активирован Трансбалканский маршрут, который не использовался в сентябре и октябре. Данные оператора ГТС свидетельствуют, что во вторник, 4 ноября, импорт по этому маршруту составил 0,78 млн кубометров, а на среду, 5 ноября, заявка выросла до 1,1 млн кубометров.

Этот маршрут обеспечивает связь украинской ГТС с LNG-терминалами в Греции через территории Молдовы, Румынии и Болгарии.

Коммерческие соглашения и снижение тарифов

По данным украинской энергетической консалтинговой компании ExPro, еще в прошлом месяце мощности для импорта газа из Греции в Украину (в ежедневном объеме 0,6 млн кубометров) забронировали три компании:

  • DEPA Commercial (Греция)
  • D.Trading (дочерняя компания украинской ДТЭК)
  • Axpo Trading (Швейцария)

Ранее Трансбалканский газопровод не пользовался спросом из-за высокой стоимости транзита через четыре страны и территорию Украины. Однако, как отмечает ExPro, недавнее снижение тарифов операторами Молдовы и Румынии способствовало росту бронирования мощностей в ноябре.

Другие направления импорта

Кроме южного маршрута, Украина продолжает импортировать газ из восточноевропейских стран. Общий суточный объем импорта составляет около 23 млн кубометров, в частности:

  • из Венгрии: около 10 млн кубометров;
  • из Польши: около 8 млн кубометров;
  • из Словакии: около 5 млн кубометров.