► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
Компенсация потерь из-за нового маршрута
В октябре Россия усилила удары по украинской газовой инфраструктуре, что привело к критическим потерям. По оценкам, Киев потерял не менее 50% собственной добычи газа и теперь вынужден импортировать дополнительные 4 миллиарда кубометров для компенсации дефицита.
В ответ на это был активирован Трансбалканский маршрут, который не использовался в сентябре и октябре. Данные оператора ГТС свидетельствуют, что во вторник, 4 ноября, импорт по этому маршруту составил 0,78 млн кубометров, а на среду, 5 ноября, заявка выросла до 1,1 млн кубометров.
Этот маршрут обеспечивает связь украинской ГТС с LNG-терминалами в Греции через территории Молдовы, Румынии и Болгарии.
Коммерческие соглашения и снижение тарифов
По данным украинской энергетической консалтинговой компании ExPro, еще в прошлом месяце мощности для импорта газа из Греции в Украину (в ежедневном объеме 0,6 млн кубометров) забронировали три компании:
- DEPA Commercial (Греция)
- D.Trading (дочерняя компания украинской ДТЭК)
- Axpo Trading (Швейцария)
Ранее Трансбалканский газопровод не пользовался спросом из-за высокой стоимости транзита через четыре страны и территорию Украины. Однако, как отмечает ExPro, недавнее снижение тарифов операторами Молдовы и Румынии способствовало росту бронирования мощностей в ноябре.
Другие направления импорта
Кроме южного маршрута, Украина продолжает импортировать газ из восточноевропейских стран. Общий суточный объем импорта составляет около 23 млн кубометров, в частности:
- из Венгрии: около 10 млн кубометров;
- из Польши: около 8 млн кубометров;
- из Словакии: около 5 млн кубометров.