► Подписывайтесь на телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
По мнению экспертов ЕМА, предложение мониторить, устанавливать лимиты и вести реестры, но не закрывать счета выявленным дропам, является имитацией борьбы, которая не остановит преступников, а лишь заставит их нанять больше подставных лиц.
Основные пробелы законопроекта: Позиция ЕМА
Ассоциация называет инициативу «полной профанацией», поскольку в ней отсутствуют три ключевых элемента, без которых борьба с дропами невозможна:
- Отсутствие ответственности. В законопроекте не прописано формальное определение правонарушения. Ассоциация настаивает, что сначала необходимо внести изменения в Уголовный кодекс (УК) или Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), установив четкую ответственность за организацию дроп-сетей, участие в них и за мискодинг.
- Отсутствие блокировки счетов. По мнению ЕМА, если банк обнаружил дропа, он «должен немедленно прекратить с ним отношения». Предложение же устанавливать лимиты, а не закрывать счета, расценивается как «легализация и содействие преступной деятельности».
- Отсутствие связи с правоохранительными органами. Реестр не предусматривает автоматического обмена данными с Национальной полицией и СБУ. Без этого, по мнению ассоциации, он превращается в «просто „черный список“, а не инструмент борьбы».
«Абсурд лимитов» и риски для бизнеса
В ЕМА считают идею установления лимитов для дропов главной ошибкой проекта. В ассоциации отмечают, что это не остановит организаторов схем, например, нелегальных казино.
«Это не остановит дроповодов. Это заставит их просто нанять больше дропов», — говорится в заявлении. Эксперты объясняют, что высокая рентабельность (до 1000%) позволяет преступникам легко компенсировать расходы на привлечение новых подставных лиц, тогда как государство лишь имитирует борьбу.
Отдельную угрозу ассоциация видит в нормах по борьбе с мискодингом (несоответствием кода деятельности торговца). По мнению ЕМА, это создаст хаос для честного бизнеса, где смешанные виды деятельности являются нормой. В качестве примеров приводятся:
- АЗС (продают топливо и продукты в магазине);
- Аптеки (продают лекарства и косметику);
- Клиники (предоставляют услуги и продают медицинские изделия);
- Автосалоны (продают автомобили и предоставляют сервисные услуги);
- Строительные гипермаркеты (строительные материалы и товары для дома);
- Турагентства (туры, авиабилеты, страхование).
В ассоциации опасаются, что формальное несоответствие кода операции приведет к массовым ложным блокировкам счетов честных предпринимателей, тогда как реальные преступники просто откроют новые POS-терминалы с другими кодами.
«Эта система не усложняет жизнь преступникам. Она усложняет жизнь тем, кто работает честно», — резюмируют в ЕМА.
Предложения банковского сообщества
Вместо предложенного механизма, ЕМА считает эффективными следующие шаги:
- Продажа SIM-карт только идентифицированным абонентам.
- Введение уголовной ответственности за организацию и участие в дроперских сетях.
- Предоставление банкам обязанности блокировать счета дропов и немедленно сообщать об этом правоохранительные органы.
Суть законопроекта № 14161
Законопроект № 14161 был зарегистрирован в Верховной Раде 27 октября. Как ранее объясняли авторы инициативы, его цель — создать правовой механизм для обмена информацией о лицах, чьи операции требуют усиленного контроля (дропов), и предприятиях, использующих мискодинг. Авторы подчеркивали, что выбрали «консервативную версию» без немедленного закрытия счетов, чтобы информировать людей о том, что их карты используют преступники, и перейти от общих ограничений (например, на P2P-переводы) к более целевым.