В опросе приняли участие физические лица — предприниматели — представители микро, малого и среднего бизнеса, участники проекта Unlimit Ukraine.

Результаты показывают спрос и доступ бизнеса к финансированию, кредитным предложениям и грантам, а также преграды для привлечения инвестиций.

Презентация

Большинство малых и средних предприятий в Украине нуждаются в финансировании. В частности, 59% выразили заинтересованность в долгосрочном финансировании уже сейчас — например, на приобретение оборудования, транспорта или других инвестиционных целей. Дополнительные 40% нуждаются в краткосрочных средствах, таких как овердрафт или кредитный лимит, для обеспечения текущей деятельности.

Лишь небольшая доля предпринимателей (19% для долгосрочного и 5% для краткосрочного) отмечают, что потребуется дополнительное финансирование после завершения войны. Стоит отметить, что только 9% опрошенных не нуждаются в дополнительных ресурсах вообще.

Несмотря на высокий спрос, доступность финансирования банковской системы остается серьезным препятствием для украинских предпринимателей. Да, 38% респондентов считают, что получить кредит сейчас сложно, а еще 14% считают кредитование полностью недоступным. Только 6% опрошенных отметили многочисленные возможности и предложения от банков.

Основными причинами такого ограниченного доступа являются:

  • Высокие процентные ставки, на которые указали 67% респондентов.

  • Требование залога является барьером для 43% предпринимателей.

  • Усложненные процедуры оформления — 31%.

  • Отсутствие необходимых финансовых продуктов — 26%.

  • Также значительными проблемами является недостаточная осведомленность (13%) предпринимателей о доступных возможностях, недостаточных объемах финансовых продуктов (15%) и слабой кредитной истории (16%).

Среди других распространенных ограничений, на которые указали респонденты — отказ в финансировании предпринимателям постарше, а также тем, кто ведет деятельность на прифронтовых территориях.

Среди участников опроса — 60% пока не ведут внешнеэкономическую деятельность. Среди привлеченных в ВЭД 17% занимаются как импортом, так и экспортом, 12% — только экспортом, а 11% — только импортом. При выборе банка для обслуживания ВЭД предприниматели обращают внимание на такие критерии, как репутация и надежность, скорость согласования и проведения операций, выгодные предложения, удобство и качество обслуживания, тарифная политика, прозрачность.

При выборе банковских продуктов большинство предпринимателей (83%) интересуют кредиты без залога. В то же время, когда речь заходит о готовности предоставлять обеспечение, только 18% готовы безусловно это сделать. Большинство (52%) готово предоставлять залог частично, а 30% вообще отказываются.

Несмотря на заявленную потребность в финансировании, 44% предприятий не пользуются конкретными кредитными программами. Среди тех, кто их использует, наиболее популярны кредиты на оборотные средства (25%) и государственная программа «5−7−9%» (21%). Беззалоговый овердрафт (17%) и карточные кредитные лимиты (16%) пользуются также спросом. Другие виды кредитов, например на оборудование, авто или коммерческую недвижимость, менее распространены.

Относительно объемов привлеченного финансирования более трети бизнесов (38%) вообще не привлекают внешние средства. Среди привлекающих преобладают относительно небольшие суммы: 26% привлекают $10−50 тысяч в год, а 18% — до $10 тысяч. Только 6% предпринимателей привлекают более 100 тысяч долларов.

Среди текущих финансовых продуктов, используемых предпринимателями, лидирует кредитование — им пользуются 54% респондентов, 32% получали гранты. Другие финансовые инструменты, такие как лизинг (7%), банковские (10%) и тендерные гарантии (7%), аккредитивы (5%) и инкассо (2%) используются значительно реже.

По мнению участников опроса, грантовые программы должны фокусироваться на заведении дела или поддержке новых направлений деятельности, обучении и развитии специалистов, восстановлении, пополнении оборотных средств, экспортоориентированных отраслях, инновациях, цифровизации.

Значительной проблемой является низкий уровень осведомленности предпринимателей о документарных инструментах, таких как банковские и тендерные гарантии, аккредитивы и инкассо: 62% респондентов не знают, как они работают. Как следствие, 82% предпринимателей вообще не используют эти инструменты. Только 10% используют банковские гарантии, 7% — тендерные, 5% — аккредитивы, 2% — инкассо, и 1% — авалирование векселей.

По отзывам респондентов чаще всего документарные инструменты используются при проведении тендеров, пополнении оборотных средств, ВЭД, работе с договорами без подписок.

В данном направлении существует потенциал к развитию: 25% предприятий нуждаются, которые можно было бы покрыть документарными инструментами, но сейчас они финансируют эти потребности другим способом.

Относительно отсрочки платежей почти половина (45%) компаний работают без них, осуществляя оплату сразу. Среди тех, кто использует отсрочку, наиболее распространены сроки 15−30 дней (21%) и до 14 дней (20%). Более длительные сроки (более 30 дней) используют 13% опрошенных. У большинства предприятий (56%) только 1−24% договоров предусматривают отсрочку. Важно, что 44% компаний отмечают, что 90−100% таких платежей погашаются в срок.

В то же время предприниматели активно стремятся к цифровизации банковских услуг. 68% хотели бы оформлять кредиты онлайн: 47% — через интернет-банкинг, а 21% — с помощью мобильного приложения. Только 15% предпочитают личное посещение отделения, а 18% устроил бы смешанный способ (оформление онлайн, подписание документов — в отделении).

Упростить доступ к финансированию, по мнению предпринимателей, могло бы снижение процентных ставок (74% респондентов), отказ от требования залога (60%), упрощение процедуры подачи документов (57%), а также индивидуальные предложения (50%).

В текущем году бизнес больше всего заинтересован в таких кредитных программах:

  • Кредит на оборотные средства — 43%.
  • Программы международных институций (ЕБРР, ЕИБ и т. п.) — 33%.
  • Государственная программа «5−7−9%» — 31%.
  • Беззалоговый овердрафт — 26%.
  • Кредит на приобретение оборудования — 20%.

Важно отметить, что 24% предпринимателей не планируют привлекать кредитование в 2025 году.

Что касается принципов ESG (Environmental, Social, Governance) — совокупности факторов, по которым оценивают влияние деятельности бизнеса на экологию, общество и качество управления для устойчивого развития — около 33% компаний частично внедряют эти принципы, а еще 28% считают их основой работы своего бизнеса. Однако у 23% респондентов нет достаточного понимания, что такое ESG, 9% — не применяют эти принципы, а 6% — не применяют сейчас, но интересуются этой тематикой.