► Читайте страницу «Минфина» в фейсбуке: главные финансовые новости
Несмотря на 17 пакетов санкций и многочисленные обещания прекратить зависимость от углеводородов, связанных с Кремлем, российские нефть, газ и сжиженный природный газ (СПГ) все еще поступают в экономику Европы.
Более того, блок импортирует даже уран, поскольку пять стран ЕС (Финляндия, Чехия, Словакия, Венгрия и Болгария) до сих пор эксплуатируют ядерные реакторы ВВЭР российского производства.
Хотя эта зависимость частично обусловлена старой инфраструктурой, она также носит политический характер: Словакия и Венгрия — обе близкие к Москве — блокируют 18 пакет санкций ЕС, чтобы заставить Еврокомиссию пересмотреть свой план отказа от российского топлива до 2027 года.
Факты и цифры
В 2024 году ЕС потратил примерно 21,9 млрд евро на импорт российского ископаемого топлива — это всего на 1% меньше, чем в прошлом году. Для сравнения: эта сумма превышает 18,7 млрд евро финансовой помощи, которую ЕС предоставил Украине в том же году.
По данным Центра исследований энергии и чистого воздуха (CREA), доходы россии от сырой нефти упали лишь на 6% по сравнению с прошлым годом или примерно на 2,6 млрд евро. Это в значительной степени объясняется тем, что россия перешла на использование так называемого «теневого флота», чтобы обходить ограничения.
На третьем году вторжение 61% морского экспорта российской нефти — на сумму 83 млрд евро — было перемещено с помощью 558 таких судов.
Последнее предложение санкций Еврокомиссии предусматривает снижение предельной цены на перевозимую по морю российскую нефть до $45 за баррель и борьбу с «теневым флотом».
План отказа
Согласно своей дорожной карте REPowerEU, Еврокомиссия установила сроки прекращения энергетических связей с россией до 2027 года.
Новые газовые контракты не должны подписываться с начала 2026 года и даже краткосрочные соглашения должны закончиться к середине 2026 года. Долгосрочные соглашения, включающие нефть, газ и СПГ, должны быть полностью прекращены до 2027 года.
Существует исключение для стран ЕС, не имеющих выхода к морю и до сих пор связанных старыми контрактами на трубопроводы — у них будет время до конца 2027 года, чтобы выполнить эти требования. Брюссель планирует дальнейшие ограничения, направленные на российский уран и другие ядерные импорты.
Большинство российского трубопроводного газа уже было отключено, только линия «Турецкий поток» продолжает поставлять российский газ в блок, и ведутся переговоры по расширению его мощности.
Однако на практике, из-за «теневого флота», поток российского СПГ в ЕС остается стабильным.
Проблемы
Энергетическая безопасность часто рассматривается как «трилемма»: баланс между надежным снабжением, защитой окружающей среды и доступностью. Для стран ЕС, все еще зависящих от российского ископаемого топлива, стоимость является главной проблемой, и национальные взгляды сильно отличаются.
Венгрия и Словакия утверждают, что сохранение зависимости от российской энергии позволяет удерживать низкие цены. Германия, напротив, в значительной степени переориентировала свои поставки газа из россии на Норвегию, а Франция заключила 27-летнее соглашение на природный газ с Катаром. Что касается нефти, то лучшими вариантами для ЕС могут быть США и Ливия.
Данные показывают, что если ЕС удастся успешно найти альтернативных поставщиков и положить конец политическому тупику санкций, это может сократить доходы россии от экспорта ископаемого топлива на 51 млрд евро в год. Это снизило бы ее общие доходы примерно на 22%.