Какие данные уже получила налоговая

В начале октября ГНС сообщила о первом успешном автоматическом обмене финансовой информацией между Украиной и странами-партнерами по стандарту Common Reporting Standard (CRS). В настоящий момент к нему присоединились 120 стран.

«По состоянию на сегодняшний день от контролирующих органов иностранных юрисдикций информации об отказе в осуществлении информационного обмена с Украиной информацией по стандарту CRS не поступало», — отметил в комментарии для «Минфина» директор департамента предотвращения финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, ГНС Артем Чехлов.

В то же время он уточнил, что сейчас в фактическом обмене данными приняли участие только 54 страны: на текущий момент они активировали необходимые процедуры.

«Следующий обмен информацией CRS будет совершаться до 30 сентября 2025 года», — уточнил Чехлов.

При обмене информацией банки, страховые, инвестиционные компании и другие финучреждения представляют следующий набор сведений:

  • имя владельца счета;
  • адрес;
  • налоговое резидентство;
  • налоговый номер;
  • дата/место рождения;
  • данные о финансовом учреждении;
  • данные счета;
  • остаток средств на счете на конец отчетного периода;
  • общая сумма дивидендов, процентов или других доходов.

Наша налоговая получила данные как о физлицах с зарубежными активами, так и о представителях бизнеса. Юристы уверены, что это большой массив сведений.

Они не сомневаются: если информации, полученной в рамках автоматического обмена, будет недостаточно, то по отдельным физлицам или предприятиям будут направляться уточняющие запросы. Такая возможность у фискалов была всегда. Особенно в рамках проверок по КИК — контролируемым украинцами иностранным компаниям.

«Полученная в рамках автоматического обмена информация по счетам иностранных компаний может быть использована налоговыми органами, в том числе для осуществления контроля за соблюдением нашими резидентами (как физическими, так и юридическими лицами) правил КИК», — подтвердил «Минфину» партнер КАС Груп, адвокат Владимир Сытник.

Он напомнил, что в рамках первого автообмена Украина предоставляла сведения только за второе полугодие 2023 года по подотчетным счетам нерезидентов — физических и юридических лиц, открытых после 1 июня 2023 года. А также по счетам иностранных физлиц, открытых до 30 июня 2023 года с остатком или стоимостью более $1 млн. При этом Владимир Сытник допустил, что в нашу страну могли прийти данные от партнеров за весь 2023 год или даже ретроспективные сведения, если такой пункт был в двухсторонних договорах с той или иной страной-партнером.

«К тому же само соглашение CRS не закрепляет определенной суммы, при достижении или превышении которой происходит обмен информацией. Поэтому прогнозируемый объем данных действительно значительный и со следующим автообменом только увеличится», — полагает Сытник.

Почему налоговая засекретила полученную информацию

Управляющий партнер ЮК GLS Ольга Черевко считает, что анализ полученной сейчас информации может занять несколько месяцев или даже больше, в зависимости от сложности и объема данных.

«CRS позволяет разоблачать широкий круг схем, связанных с использованием офшорных юрисдикций для сокрытия активов. Увеличение уровня информационной прозрачности может привести к выявлению незадекларированных инвестиций и незарегистрированных счетов», — объяснила она «Минфину».

В самой ГНС прогнозов по обработке данных не дают. При этом Артем Чехлов из Госналогслужбы уточнил нам, что в его ведомстве не создавалось специальное подразделение для анализа полученных сведений.

«Структурные подразделения ГНС проводят обработку и анализ информации CRS, в соответствии с их компетенцией в общем порядке с применением риск-ориентированного подхода» — говорит Чехлов.

Эксперты же уверены, что фискалы начнут с крупных кейсов, и только на их обработку может уйти полгода или больше.

«CRS — это инструмент для выявления расхождений налоговиками в задекларированных налогоплательщиком доходах и уплаченных налогах. Вместе с этим CRS позволяет выявить факты недекларирования доходов контролируемых иностранных компаний.

Возможные последствия для налогоплательщика будут зависеть от глубины анализа контролирующим органом полученной и собранной информации, налоговой истории налогоплательщика, а также истории формирования источников происхождения доходов", — говорит руководитель практики налогового права ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Иван Маринюк.

В своем официальном запросе в Госналогслужбу «Минфин» попросил предоставить информацию об объемах полученных данных (по численности охваченных физлиц, ФОПов, юрлиц), о наиболее интересных кейсах и странах, которые предоставили наибольший объем сведений. Однако получили категорический отказ в предоставление со ссылкой на законы «О доступе к публичной информации» и «О национальной безопасности».

«Информация, поступившая к контролирующим органам от компетентного органа иностранного государства, в соответствии с международными договорами, содержащими положения об обмене информацией для налоговых целей, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, либо составленных на основании межведомственных договоров, является информацией с ограниченным доступом», — уточнил Артем Чехлов.

По его словам, в случае разглашения в СМИ данных по CRS, «Украина может быть признана ненадлежащим партнером». А это чревато остановкой обмена данными и может негативно сказаться на нашей экономической безопасности. Чехлов заверил, что запрет на предоставление нам деталей обмена находится в «интересах национальной безопасности» нашей страны. Редакция «Минфина» публикует полную версию ответа Госналогслужбы ниже.

Налоговые запросы пошли в две области

Что секретом и тайной точно не является — это первые результаты обработки информации CRS нашими налоговыми органами. Они уже выливаются в запросы со стороны ГНС в отношении простых украинцев и бизнесменов. Это «Минфину» подтвердили налоговые юристы.

«В настоящее время ГНС активно направляет запросы владельцам иностранных контролируемых компаний, в том числе и тем, от которых не получили ожидаемые КИК-отчеты, несмотря на имеющуюся налоговую информацию о владении долями в КИК. Имеем информацию от наших клиентов-PEP's (Politically exposed persons, политически значимые лица), которым рекомендовали (не ГНС) пересмотреть их декларации НАПК (Нацагентство по вопросам предотвращения коррупции). Потому что у них не совпадали задекларированные суммы с поданными в КИК-отчетности», — сообщил Владимир Сытник.

Иван Маринюк уточнил, что известно о рассылке налоговых запросов в Киевской и Ровненской областях на основе полученной информации от Великобритании. В этой стране функционирует Управление по налоговым и таможенным сборам Его Величества — His Majesty's Revenue and Customs или HMRC.

«Полученная информация от иностранных налоговых органов частично обрабатывается, и налогоплательщики получают налоговые запросы. Учитывая незначительный промежуток времени, прошедший с момента обмена информацией, а также обработки клиентских запросов, мы выделили для себя следующие факты. Первое — запросы получили физические лица, не являющиеся предпринимателями, и не имевшие доходов в Украине, второе — основанием для таких запросов стали данные британской налоговой, третье — это география запросов — Киевская область и Ровенская», — рассказал Маринюк.

Запросы нашей налоговой подтвердила и Ольга Черевко, она также уточнила их тематическую направленность: «Чаще они касаются незадекларированных активов за границей или несоответствия между задекларированными доходами и активами. Самые интересные кейсы касаются бизнесменов, пытавшихся занижать свои доходы через оффшорные структуры, а также физлиц, имеющих незадекларированную недвижимость за рубежом».

Что делать налогоплательщикам

Юристы объясняют, что основная цель запросов ГНС — сбор и перепроверка информации для выявления нарушителей налогового законодательства. Если нарушения будут выявлены и доказаны, допустившим их доначисляют налоги. Еще таким образом будет осуществляться контроль за выполнением упомянутых правил КИК (контролируемых иностранных компаний), подразумевающих соответствующую отчетность и контроль.

«Здесь кроется одна из самых распространенных и грубых ошибок. Бенефициары-контролеры КИК свободно распоряжались средствами контролируемых компаний на счетах в иностранных банках. С них делали платежи на собственные личные (и членов семьи) счета, совершались покупки для собственных нужд, без учета налоговых последствий.

Налоговые органы и господин Гетманцев (глава финансового комитета Верховной Рады — ред.), в частности, уже неоднократно делали заявления относительно фактов выявления более 3 тыс. потенциальных контролеров КИК после истечения предельных сроков декларирования", — уточнил Владимир Сытник.

Иван Маринюк напомнил, что выявление расхождений между задекларированными и выявленными налоговиками доходами может стать основанием для выписывания налоговых уведомлений-решений. Иностранные доходы облагаются налогом: НДФЛ 18% и военным сбором 1,5% (5% в случае подписания нового налогового закона, недавно принятого парламентом).

Юристы советуют людям сейчас регулярно проверять почтовую корреспонденцию по своему налоговому адресу и в электронном кабинете налогоплательщика. Если человек физически находится за границей, можно направить соответствующий электронный запрос в ГНС. Это нужно, чтобы держать руку на пульсе и отслеживать соответствующие запросы налоговиков.

Если такой налоговый запрос поступит, очень торопиться с ответом на него не рекомендуется. Первая рекомендация правоведов — проверить правильность его составления по форме и сути, согласно п. 73 ст. 73 Налогового кодекса, если придется оспаривать действия фискалов.

«Если запрос составлен с нарушением требований законодательства, налогоплательщик освобождается от обязанности ответа на такой запрос. Вообще же, для подготовки ответа на запрос советуем без промедления обращаться к специалистам, поскольку предоставленная информация и документы могут быть в дальнейшем использованы для проведения проверки плательщика и потенциально — для начисления налоговых обязательств», — объяснил Владимир Сытник.

Ошибки и просчеты

Юристы уверяют, что после первых анонсов CRS призывали клиентов с заграничными активами быть максимально прозрачными и декларировать доходы, полученные за пределами Украины. Соблюдать правила чистоты капитала не только на родине, но и в других странах, где финансовый мониторинг со стороны финучреждений может быть еще жестче, чем дома.

«Капитал с любыми налоговыми нарушениями будет считаться этими банками, как нарушающий AML-требования, и может быть причиной дополнительных расследований. CRS также подвязан под правила контролируемых иностранных компаний (КИК), поэтому наши клиенты сделали полное раскрытие», — заверил «Минфин» партнер практики налогового права Asters Константин Соляр.

Но признал, к советам правоведов прислушались не все. Многие отмахивались от новой реальности в расчете на то, что их не заденут новые правила.

«В целом среди бизнесменов и физлиц только часть готовилась к CRS. Проблема состоит в том, что многие из них пытались игнорировать этот вопрос, надеясь, что их активы не будут проверены. С юридической точки зрения, правильная подготовка требует полного декларирования активов, но большинство лиц пытались ограничить свои усилия минимумом, что, как показывает практика, приводит к проблемам», — говорит Ольга Черевко.

«Часть декларантов сомневались по поводу подачи отчетов или откладывали решение этого вопроса на потом. Некоторые решили вообще не отчитываться в Украине, с учетом пребывания за границей, получения вида на жительство и местного налогового номера», — добавил Владимир Сытник.

Константин Соляр объяснил, что типичной ошибкой были истории, когда человек, понимая, что не уплатил какой-то налог, планировал спрятать эти средства за новой покупкой (недвижимости), не понимая, что сделает только хуже. Чего юристы настоятельно рекомендуют не делать.

«Мы сразу информировали таких потенциальных клиентов, что, если действительно из этих денежных сумм не был уплачен надлежащий налог и средства были использованы в таком сценарии, то они могут быть отдельно привлечены в европейских странах к ответственности по отдельному преступлению — отмывание средств. Настоятельно просили не делать такого», — подчеркнул Соляр.

Исходя из того, что автоматические обмены информацией по CRS станут регулярными, правоведы и сейчас советуют не отмахиваться от проблем, а провести проверку своих активов, движений по счетам и подать отчеты в нашу ГНС. Но даже после этого перепроверять, поступают ли запросы от налоговиков. Их не стоит игнорировать или уклоняться.

Очень важно отвечать вовремя, в сроки, указанные в действующем законодательстве:

  • 15 рабочих дней с момента получения;
  • 30 дней для отдельных случаев, вроде подачи отчетности по трансфертному ценообразованию;
  • 2 месяца для подачи дополнительных пояснений по КИК (контролируемым иностранным компаниям).

В связи с этим, нельзя забывать о важности сохранения документов, подтверждающих источник происхождения средств. Особенно это касается финансовых сделок на значительные суммы.

Читайте также: После автообмена налоговой информацией украинцы уже получают «письма счастья»

Споры и суды

Опрошенные «Минфином» налоговые юристы считают, что ГНС постарается максимально использовать данные, полученные в рамках CRS. Запрос и проверки могут начаться не очень быстро, но постепенно фискалы развернутся.

«Видим растущий интерес налоговой службы к иностранным доходам граждан. ГНС активно овладевает инструментарием для доначислений налогов с доходов из иностранных источников, которые нашим резидентам кажутся достаточно далекими и незаметными для Украины.

Многие уже слышали о проверках получения доходов украинскими резидентами от активности на иностранных платформах и соответствующих доначислениях. Благодаря уже существующим договорам об административной помощи по налоговым делам с компетентными органами других стран. А сейчас налоговая получила плюс один важный инструмент, благодаря которому информация «идет» сама, без активных действий. Конечно, нужно готовиться к усиленному сценарию", — считает Владимир Сытник.

Эксперты пока не берутся предсказывать количество налоговых уведомлений-решений и объемов взысканий, которые могут последовать за первым обменом информацией в рамках CRS. Но предвкушают увеличение налоговых споров с ГНС в ближайшие месяцы.

«Игнорирование запросов налоговой в перспективе может закончиться для налогоплательщика судебным делом по взысканию налогового долга. В то же время сумма налогового долга может включать не только задолженность по уплате налогов, а также сумму пени и штрафных санкций», — заметил Иван Маринюк.

В этих случаях налогоплательщики вряд ли обойдутся без поддержки адвокатов, но даже с их привлечением ГНС может выигрывать судебные споры, благодаря собранной информации.

«Бизнесу больше проблем могут создавать споры, связанные с налоговыми доначислениями, а физическим лицам — о правомерности исчисления налогов на их международные доходы и легитимности происхождения средств. Большинство споров может быть решено в пользу налоговых органов, если лица не смогут подтвердить законность своих активов и доходов», — резюмировала Ольга Черевко.