► Читайте «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах
Еврокомиссия теперь сможет приступить к введению пошлин, которые будут действовать в течение пяти лет. Десять стран-членов ЕС проголосовали за повышение пошлин, в то время как Германия и четыре других выступили против, а 12, в том числе Испания, воздержались.
Новые пошлины составят 35% для производителей электромобилей, экспортирующих свои автомобили из Китая. Они будут дополнять действующую ставку в 10%.
Решение ЕС было принято после того, как расследование обнаружило, что Китай несправедливо субсидировал свою промышленность. Пекин отрицает это заявление и угрожал своими пошлинами на европейские молочные продукты, бренди, свинину и автомобильный сектор.
ЕС и Китай будут продолжать переговоры по поиску альтернативы тарифам. Обе стороны изучают возможность достижения согласия по механизму контроля за ценами и объемами экспорта вместо пошлин.
Падение продаж в ЕС
Дополнительные пошлины уже замедлили темпы роста китайских автопроизводителей в Европе, их продажи в августе упали на 48% до минимума за 18 месяцев.
Этот регион является желаемым направлением для китайских производителей, поскольку электромобили продаются в относительно большом количестве и по гораздо более высоким ценам, чем на других экспортных рынках.
За последние 3 года доля проданных в ЕС электромобилей, произведенных в Китае, выросла примерно с 3% до более чем 20%. На китайские бренды приходится около 8% этой доли рынка, а международные компании, экспортирующие авто из Китая, включая Tesla, занимают сдачу.
Однако, по словам аналитика инвестиционной компании Daiwa Securities Кевина Лау, повышение пошлин в Европе будет иметь «незначительное влияние» на китайских производителей, потому что на этот регион приходится лишь доля их общих продаж.
По его оценкам, Европа принесла от 1 до 3% общих продаж BYD, Zhejiang Geely Holding Group и SAIC Motor Corp. в первые четыре месяца этого года.
Беспокойство немецких автопроизводителей
В то время как Брюссель стремится к равным условиям для европейских компаний, немецкие автопроизводители озабочены обратным ударом, который может усугубить проблемы, которые они уже испытывают на своем самом важном рынке во всем мире.
Mercedes-Benz Group AG и BMW AG давили на Берлин, чтобы тот проголосовал против повышения пошлин, и призвали ЕС к переговорам с Пекином.
Немецкие автопроизводители, включая Volkswagen, Mercedes и BMW, больше пострадают от торгового спора, поскольку в 2023 году на Китай приходилась примерно треть продаж их автомобилей.