В каком состоянии сейчас находится наша банковская система?

Благодаря своевременным антикризисным мерам с начала полномасштабного вторжения банкам удалось сохранить приток средств и адаптировать операционные процессы к внештатным ситуациям, в том числе к перебоям с электроснабжением.

В 2023 году банковский сектор был устойчивым, эффективным, хорошо капитализированным, что подтверждает оценка Нацбанка. В прошлом году банки также получили рекордные 83,2 млрд. грн. чистой прибыли и уплатили 76,6 млрд. налога на прибыль по повышенной ставке 50%, введенной регулятором.

Об итогах 2024 года говорить немного рано. Несомненно важным моментом была и остается текущая ситуация в стране. Но, оценивая результаты прошлых лет, можно сказать, что динамика все же остается положительной.


А как полномасштабная война повлияла на работу вашего банка? Как RwS bank реагировал на вызовы? Какие новые продукты и предложения разработали за это время?

Мы ввели дистанционную идентификацию и верификацию клиентов с целью открытия виртуальных платежных карт. Для физических лиц банк ввел специальные депозитные программы, из которых 0,5% перечислялись на нужды ВСУ.

Также у нас появилось кредитование бизнеса под залог облигаций внутреннего государственного займа. В настоящее время ОВГЗ, в том числе военные, являются надежным способом инвестирования свободных средств как юридических, так и физических лиц. Когда клиентам срочно нужны средства, кредит под залог ОВГЗ очень удобен для них.

Напомню, что сразу после вторжения России в Украину Национальный банк обнародовал постановление о выпуске военных облигаций — облигаций внутреннего государственного займа для поддержки и обеспечения ВСУ.

Не все понимают механизм его работы и прибыли. Из главных преимуществ — возможность получить более высокий доход, чем по депозиту, ведь инвестиционный доход по ОВГЗ не облагается налогом ни подоходным налогом с физических лиц, ни военным сбором (для физических лиц и нерезидентов Украины), а выплата дохода и тела инвестиции 100% гарантируются государством.

Наш банк также предлагает такой способ инвестиций. Минимальная сумма сделки на приобретение военных облигаций составляет 200 тыс. грн. или эквивалент в валюте, ведь мы предлагаем не только гривневые облигации, но и ценные бумаги в долларах и евро.


А как насчет вашего отделения? Как полномасштабная война оказала влияние на количество клиентов RwS bank?

Поскольку наше отделение расположено во Львове, мы наоборот ощутили существенный приток клиентов, в том числе тех, кто переехал из других регионов. Бизнес клиенты часто приходят по рекомендациям. Нас советуют, ведь наши менеджеры реагируют на запрос по первому звонку. При необходимости — даже во внерабочее время. Такая забота о клиенте не всегда есть в крупных банках из топ-5, ведь у них огромная база, требующая такого же ресурса для обслуживания. В RwS bank не нужно долго ждать горячую линию, стоять в очереди и т. д.

Физические лица часто приходят к нам в поисках второго дополнительного банка для диверсификации вложений. Это важно и удобно, особенно когда действуют лимиты на операции в пределах 100 тыс. грн. в день, установленные Нацбанком.

Наше отделение по ул. Нечуя-Левицкого работает уже 7 лет и могу сказать, что все это время мы росли и развивались. Сейчас расширяем штат, потому что клиентов стало гораздо больше, а для нас важно оперативно оказывать качественные услуги по индивидуальному подходу. Мы ценим своих клиентов, а они — нас.

Полномасштабное вторжение сильно повлияло на миграцию людей и бизнесов. Как это сказалось на работе банка?

Нашей реакцией на этот вызов войны стало то, что часть процедур мы перевели в онлайн-обслуживание. Например, создали оперативную возможность открыть виртуальные карты. Ведь в начале вторжения были проблемы с эмиссией (выпуском) пластиковых карт.

Кроме того, еще до начала войны мы запустили два мобильных приложения — для бизнес-клиентов и для физических лиц. Юрлица, например, могут получить в приложении нужные им выписки и справки без посещения отделения банка, свободно оперировать своими деньгами без привязки к отделению. Это позволяет осуществлять важные операции быстро и удобно, находясь в любом уголке Украины или мира.


Когда мы говорим о цифровых продуктах, невозможно не упомянуть о безопасности клиентов и их данных. Что вы можете сказать об этом?

Что касается RwS bank, то с началом полномасштабной войны мы завершили миграцию облачных хранилищ на серверы, размещённые в странах Европейского Союза. Также ввели систему электронного документооборота АСКОД, что позволило автоматизировать подписание и согласование внутренней документации, ведь не все тогда могли быть на рабочих местах, некоторые работали даже из-за границы.

Понимая, что наши клиенты могли оказаться далеко от своего банка, мы запустили удаленную идентификацию и подачу документов, которые можно подписать с помощью электронной подписи.


Как вы считаете, на что следует обращать внимание при избрании банка? Имеют ли его размер и количество клиентов значение для выбора?

RwS bank предоставляет универсальные услуги и делает это не менее качественно, чем крупные системные банки. Для клиента это означает, что с нами он получит все, что ему нужно от финансового учреждения, но и персональное сопровождение и экономию своего времени. Потому что это, прежде всего, удобство, поскольку обслуживание в небольших банках освобождает от бюрократии.

Законодательство никак не ограничивает то, что услугами скольких банков может пользоваться лицо, поэтому рекомендую пересмотреть отношение к небольшим банкам. Более того, небольшие банки часто имеют больше возможностей для нестандартных решений, чем не всегда могут похвастаться крупные системные банки.

В прошлые годы Нацбанк с помощью ряда регуляторных норм провел очистку банковской системы. Если когда-то в Украине было более 120 банков, то сейчас — вдвое меньше. А это значит, что оставшиеся отвечают требованиям законодательства, соблюдают правила игры и являются надежными партнерами.


Расскажите о ваших депозитных программах. Возможно, есть какие-то уникальные продукты для клиентов?

Мы предлагаем вклады в гривне и валюте, депозиты для бизнес-клиентов, можем открыть депозитную линию (вклад от 1 дня, с возможностью забрать средства в любой момент). В общем, клиент может выбрать для себя тот продукт, который наиболее соответствует его запросам, а персональный менеджер поможет в этом.

Нашим особым продуктом является депозит «Коммунальный». Аналогов на украинском банковском рынке пока не видел. Если клиент открывает в RwS bank депозит на 100 тыс. грн, то, кроме начисления процентов, он ежемесячно получает возможность оплатить за счет банка одну из коммунальных услуг — газоснабжение, электроэнергию, вывоз мусора и т. д. Уже не один год этот продукт пользуется спросом.


А как насчет ситуации с кредитованием клиентов? Ведь занимать деньги во время войны рискованно.

RwS bank — в большей степени корпоративный банк. Мы почти не кредитуем физические лица. А активно работаем в этом направлении с бизнесом. С начала вторжения RwS bank не останавливал кредитование, не изменял существенные условия кредитования. Мы ведь ценим долговременные партнерские отношения с нашими бизнес-клиентами.

Мы непрерывно рассматриваем заявки на кредитование. Предыдущее решение даем в течение 2 дней.

В ответ на вызовы войны у нас появился продукт — кредитование под залог ОВГЗ, если клиенту срочно нужны деньги. Это очень удобный механизм.

Кроме того, работают и другие кредитные программы: кредит на три года, кредитная линия, которая может быть возобновлена. Также мы активно работаем по правительственной программе Доступные кредиты 5−7−9.


Итак, подытоживая, какие три главных совета вы дали бы потенциальным клиентам при выборе банка?

Обращайте внимание на информацию о банке, его структуре и динамике портфеля, финансовых показателях. Такие данные есть в свободном доступе, их легко можно найти на сайте финучреждения.

Выбирая банк, ориентируйтесь на продукты и условия, предлагаемые им, а не на его рекламную узнаваемость.

Оценивайте предложения банков, сравнивайте их уникальность и наличие дополнительных возможностей. Не менее важным фактором в условиях сегодняшнего дня является наличие онлайн-поддержки и возможность осуществлять как можно больше процессов, не посещая отделения банка. Впрочем, следует обращать внимание не только на возможности работы в цифровой среде, но и уровень их защищенности.

Если неудобно обратиться за консультацией в отделение, вы всегда можете получить ее онлайн в любом удобном для вас формате: через чат-бот, контакт-центр или социальные сети.