► Подписывайтесь на телеграмм-канал «Минфина»: главные финансовые новости

Почему в регуляторе просят наложить вето

Среди замечаний к отправленному на подпись документу недовольству главы НКЦБФР вызывают вопросы заработных плат работников комиссии, а также конфликта интересов. Что касается первого, то регулятор хочет самостоятельно утверждать штатное расписание, тогда как сейчас это делает правительство, предусмотрев соответствующие расходы в государственном бюджете.

Что касается конфликта интересов, то Магомедов просит убрать из закона норму, запрещающую работникам комиссии и членам их семей иметь долю в подконтрольных участниках рынка, получать от них материальное вознаграждение или занимать там какую-либо должность.

Народные депутаты Ярослав Железняк и Ольга Василевская-Смаглюк считают, что последняя просьба вызвана тем фактом, что у Магомедова есть соответствующий конфликт интересов. В декларации за 2022 он указал, что в отчетном периоде проживал с Евгенией Грищенко, руководителем департамента брокерского обслуживания клиентов «Инвестиционный капитал Украина». То есть, в случае подписания Зеленским законом, возникнет логичный вопрос о соответствии Магомедова занимаемой должности.

По словам Железняка, проблема заключается в том, что упомянутый закон является требованием Всемирного банка в рамках реализации программы DPL. На ее выполнение Украина, якобы, обязалась до 5 марта 2024 года ввести в действие три закона («Об электронных аграрных расписках», корпоративном управлении и собственно НКЦБФР), а взамен получить заем на $1,5 млрд.

Что говорят в НКЦБФР

В регуляторе считают, что оказались в эпицентре политической борьбы, а информация, которую распространила ЭП, «искажена». Как отмечается в прессрелизе на сайте НКЦБФР «Комиссия осуждает любые попытки отдельных депутатов оказывать политическое давление, манипулируя получением финансовой помощи от наших международных партнеров. При этом еще и ставя под угрозу проведение важных реформ на рынках капитала, которые обеспечат привлечение миллиардных инвестиций в экономику Украины».

В Комиссии также прокомментировали вопросы зарплат:

«Пока в принятом тексте вопрос зарплат работников, из-за правок группы депутатов, была изъята база для начисления зарплат. И в то же время в Законе о государственном бюджете для определения зарплат сделана ссылка на данный Закон, свидетельствующий о целенаправленной акции подрыва способностей Комиссии привлекать квалифицированный персонал».

Что касается темы конфликта интересов, то текст Закона вводит значительные дополнительные запреты в дополнение к «Закону о предотвращении коррупции», которых нет в международных практиках, нет в другом финансовом регуляторе (Национальном банке Украины), отметили в НКЦБФР.

«Запреты распространяются не только на работников Комиссии, но и на значительный круг лиц, периметр которых четко не определен. Например, сотрудники и их близкий круг лиц не имеют права получать какой-либо доход из банков (депозиты, бонусы и т. п.), покупать государственные облигации».

Широкая трактовка этой нормы приводит к запрету родственникам таких работников занимать какие-либо должности не только в профессиональных участниках рынков капитала и организованных товарных рынков, но даже в Национальном банке Украины, считают в регуляторе.