►Читайте страницу «Минфина» в фейсбуке: главные финансовые новости
Потери бизнеса
«Совокупная ориентировочная сумма убытков с начала простоя, нанесенных опрошенным компаниям, составляет по крайней мере 305,88 млн грн. При этом одинаково страдают как импортеры, так и экспортеры, ведь 49% компаний ввозят продукцию в Украину. В то же время 25% товаров направляются в Польшу, — в Германию, а также в другие страны Балтии, Западной Европы, США, Канады, страны Азии и Африки», — говорится в сообщении.
Кроме того, бизнес уже сообщает о дефиците транспорта, в том числе и из-за нежелания перевозчиков брать заказы на время забастовки.
Читайте: Словацкие перевозчики заблокировали движение грузовиков на украинской границе
В ЕБА добавляют, что блокировка движения на границе польскими перевозчиками уже привела к многочисленным негативным последствиям для бизнеса в Украине и их контрагентам за рубежом. Существенно возрастают расходы по перевозке, что влияет на себестоимость продукции и ценовую конкурентоспособность компаний.
«Наблюдается изменение маршрутов, в то же время увеличиваются очереди на словацкой и венгерской границах. Невозможность выполнить обязательства перед украинскими и иностранными заказчиками повлечет за собой штрафные санкции со стороны покупателей, отмену дальнейших заказов и потерю клиентов», — отмечают ЕБА.
Читайте: Заблокированные границы: Польские перевозчики не пускают в Украину бензовозы и гуманитарную помощь
Почему поляки и словаки блокируют движение через границу
Первыми блокировать границу начали поляки. 6 ноября перевозчики перекрыли движение грузовиков возле трех крупнейших пунктов пропуска на границе с Украиной: «Корчёва — Краковец», «Гребенное — Рава Русская», «Дорогуск — Ягодин». Протесты польских перевозчиков продолжаются. По словам организаторов, перекрытие движения будет до 3 января 2024 года.
Поляки и словаки недовольны тем, что украинским перевозчикам отменили разрешения на пересечение границы. Также они предъявляют и ряд других требований:
-
усиление транспортных правил в рамках организации «Европейская конференция министров транспорта»;
- запреты на регистрацию компаний в Польше, если их финансы и бухгалтерия находятся вне Евросоюза;
- доступ к украинской системе «Шлях»;
- выделение полосы для пустых автомобилей;
- идентификация автомобилей Евросоюза в украинской системе «єЧерга».
Позиция Украины
Заместитель министра экономики Тарас Качка заявил, что отбирать лицензии у украинских перевозчиков нельзя, но подчеркнул, что Киев готов обсуждать дополнительные правила по улучшению работы как украинских, так и польских дальнобойщиков, об этом пишет Reuters.
Глава Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Украины Мустафа Найем подчеркнул, что Украина «не намерена даже обсуждать» с Польшей возврат к разрешительной системе. Он напомнил, что Соглашение о либерализации грузовых перевозок («транспортный безвиз») ратифицировали и согласовали все члены ЕС, его подписали между Украиной и Европейским союзом, а не какой-либо отдельной страной.
Украина планирует провести переговоры с Польшей и Европейской комиссией на этой неделе по решению этой проблемы, а в ЕС заявили, что могут наказать Польшу за блокировку границы, сообщает RMF FM.