Вопрос «что делать с воздушными тревогами во время полетов МИГов» — это же вопрос именно противостояния здравого смысла и бюрократии. А уже потом вопрос вреда экономике, который наносится из-за постоянных остановок транспорта и перерывов в работе государственных учреждений.
Потому что, с одной стороны, есть бюрократы, которые пытаются минимизировать свою ответственность. И для бюрократа это совершенно естественно. Ибо, если что, то именно к нему придет ДБР, следователям которого нужно выполнять план. Поэтому бюрократы делают все, чтобы не нести ответственность. И им легче «не делать ничего, чем делать что-то, за что может прилететь». То есть лучше остановить работу общественного транспорта, потому что, если прилетит в едущий троллейбус, то это будет ответственность конкретного бюрократа. А если на улицу, где стоят люди, то это просто «карма», «божье провидение», или «не повезло».
С другой стороны, здравый смысл указывает на вероятности, напоминая, сколько раз за всю войну мы видели пуски с этих МИГов. И намекая, что парализовать всю страну из-за одной потенциальной ракеты — как-то тупо. Тем более, когда это дорогая ракета и ее очень берегут. Тем более что от этого страдают люди. Которые не могут добраться до места. Сходить в магазин. Попасть к чиновнику. Причем даже в городе, прикрытом Патриотами и которому не так и страшны те ракеты. И да, это удар по экономике. И россияне это понимают. Устраивая длинные полеты с дозаправками, действуя заодно и на нервную систему и без того уставших украинцев.
Точный размер вреда для экономики пока не посчитали, да и не факт, что посчитают. Однако, вред точно есть. И чем дольше летают МИГи, тем больше возникает вопрос, что с этим нужно что-то делать. И все обращают внимание на бюрократа. Указывая ему на вероятности. Но для бюрократа — это риск. И он никогда не пойдет на шаги, которые могут создать риск для него лично.
Поэтому такие запреты естественны. Нельзя винить бюрократа в том, что он бюрократ. Надо менять политику так, чтобы бюрократ не боялся принимать такое решение. То есть нужно провести изменения на самом высоком уровне и снять потенциальную ответственность с бюрократа. И тогда он охотно проявит тот же здравый смысл.
Что нужно делать
Очевидно, что нужно диверсифицировать тревоги. Одно дело, когда что-то летит, — все равно, это шахеды или крылатые ракеты. Оно летит, и часто летит не одно, и поэтому угроза очевидна. И тогда у нас может быть красный уровень воздушной тревоги. И тогда есть смысл включать ограничения.
Но если у нас есть только риск пуска, тем более, мы можем увидеть из истории полетов, что этот риск мизерный, то мы можем вводить сигнальную воздушную тревогу. Желтую. Как цвет светофора. Во время которого не нужно останавливать работу транспорта и разных институтов. И чтобы не случилось во время этой желтой тревоги, бюрократ не должен нести ответственность.
Да, есть отдельная история со школами и детскими садами. Но если останавливается обучение в школе, если решат, что для школы желтая тревога, это как для всех красная, то вред для экономики будет минимальным. И это может быть исключением. Как и для военных объектов. Потому что поведение людей, точно являются потенциальной целью, даже для Кинжалов, точно должно отличаться от поведения гражданских.
Читайте также: Производителя Patriot завалили заказами: почему падают акции компании
Кто должен принять такое решение? — Политики. Это будет исключительно политическое решение. Которое, действительно, в один день может привести к ситуации, когда ракета полетит и кто-то пострадает. Но это работа политиков. Принимать ответственные трудные решения. И часто выбирать между плохим и очень плохим решением. Но хоть иногда быть и проводниками здравого смысла.