Ультра-низкий налог на газ достиг цели, пора его поднимать

Вообще выступаю за унификацию «топливного» налога, то есть, чтобы акциз с каждого литра моторного топлива — бензина, газа, дизеля — был одинаковым. Но наши законодатели оказались гуманнее, учли меньшую энергетическую ценность автогаза (больший расход), поэтому акциз предлагается на 20% ниже «бензинового».

На мой взгляд, в первую очередь речь идет о справедливости. Почему сегодня водитель машины на бензине платит акциза в четыре раза больше (акциз 213 евро), чем на газ?

Может, этот газ — это какой-то уникальный энергоноситель, пахнущий розами? Нет. Это такой же продукт нефтепереработки как бензин или дизель.

Напомню, ультра-низкий налог на газ 15 лет назад был введен с целью популяризации этого горючего. Сделали по европейской кальке. Цель была достигнута: Украина стала мировым лидером по потреблению LPG на транспорте (а в Европе доля газа на транспорте «ноль целых…», ну вы в курсе). В 2021 году 30% в балансе моторных топлив приходилось на автогаз. По объемам (а это было 2 млн т в год), мы вошли в пятерку самых больших потребителей на планете.

Прекрасно, цель достигнута, а значит — дверь закрывается. Этот принцип работает во всех программах такого рода в цивилизованном мире. Когда-то в Европе были льготы на установку ГБО, а теперь на приобретение электромобилей. Пройдет несколько лет, не будет и этих льгот.

На сколько подорожает газ на автозаправках

А теперь о главном — цене. Так вот, повышение акциза прибавит где-то 4,5 грн/л. В стандартных условиях подорожал бы газ с 26,5 до 31 грн/л (из-за забастовки польских перевозчиков ситуация нестандартная, газ достиг 34 грн/л, у некоторых сетей исчез вообще).

При бензине по 55 грн./л было 48%, а станет 56% от цены бензина. Это при том, что таксисты — наиболее показательная и экономная публика — считают газово-бензиновым паритетом 80% (расход газа больше на 15−20% бензина). То есть экономия по отношению к бензину сохранится и немалая!

Читайте также: Будет ли в Украине топливо после блокирования польской границы

Дизель на очереди

Для максимально большего эффекта следует обратить внимание и на дизель. Там тоже очень низкий налог и по отношению к бензину, и по ставкам, которые нам показывает Евросоюз в качестве ориентиров.

Поймите наконец: стране нужны деньги, кроме налогов нечем финансировать армию.

Если мы все не осознаем, что налоги нужно платить и искать какие-либо возможности для закрытия «налоговых» дыр, не исключено, что впоследствии не только из Харькова, но и из Полтавы придется эвакуироваться.

По нашим расчетам повышение акциза на газ предоставит бюджету дополнительно 1 млрд грн в месяц.