Что должно измениться

Сотни тысяч водителей, а также курьеры, няни и другие микропредприниматели смогут воспользоваться упрощенным налогообложением. Благодаря этому ожидается до 10 млрд грн ежегодных поступлений в госбюджет.

Упрощенное налогообложение для самозанятых может стимулировать граждан, которые находятся в поиске дополнительного заработка, платить налоги из нерегулярных доходов.

Именно на это нацелен законопроект № 10166. Он предусматривает внедрение системы упрощенного налогообложения для физических лиц, которые работают через онлайн-платформы или единолично, однако, у которых есть нерегулярные и эпизодические заработки, в отличие от ФОПов.

О ком идет речь? Это несколько групп людей. Водители и курьеры, которые работают через онлайн-платформы, количество первых оценивается в 300 тыс., вторых — в 12 тыс. человек.

Те, кто предоставляет услуги на дому, такие как уход за детьми и больными или уборка, или услуги ремонта — помещений, одежды, техники и т. д. Переводчики, дизайнеры. Парикмахеры, массажисты, специалисты по маникюру, по дрессировке и уходу за домашними животными, организаторы праздников и т. д.

Очевидное преимущество законопроекта в том, что такие граждане смогут получать дополнительный и нерегулярный заработок без обязательной регистрации физическим лицом-предпринимателем. Это регулируется лимитом на такие заработки в течение года — не более 1,03 млн грн в год.

Превышение такой суммы будет облагаться налогом уже по ставке 18%. Такой подход снизит опасения перед возможными штрафами за нарушение налогового законодательства и должен повысить добровольную уплату налогов.

Важный практический момент: в соответствии с Законом Украины «О применении РРО», лица, которые работают отдельно, а не через платформы, должны использовать РРО для всех расчетов (наличные/безналичные).

Где есть подобные налоги

Примеру каких стран можно последовать при создании таких упрощенных налоговых режимов? К примеру, в Польше самозанятость или частное предпринимательство (firma jednoosobowa) предусматривает регистрацию в центральном реестре хозяйственной деятельности. Можно выбрать между тремя моделями налогообложения, в том числе единый налог для физических лиц, где ставка считается от общего дохода и может колебаться от 2,5% до 20%.

Очень интересен пример Эстонии. Там Налоговая вместе с частными банками запустила инициативу специального предпринимательского счета с автоматическим декларированием доходов и уплатой налогов от имени банка. Ставка налога — 20% от суммы (и для Эстонии это низкая ставка), не превышающей 25 тысяч евро в календарный год, и 40% к сумме выше 25 тысяч. Человек, открывший счет предпринимателя, не обязан регистрироваться как предприниматель или вести учет доходов и расходов.

Один из самых благоприятных режимов налогообложения для определенных категорий физических лиц-предпринимателей действует в Азербайджане. Законодательство дает возможность стать на налоговый учет, как плательщик упрощенного налога, что предусматривает применение ставки 4% в городе Баку или 2% в других регионах к объему валовой выручки, полученной за предоставленные товары, работы, услуги, имущество и внереализационные доходы в течение отчетного квартала.

В странах ЕС имплементирован механизм DAC7, который на идейном уровне заложен и в украинском законопроекте. Благодаря DAC7 онлайн-платформы, на примере операторов сервиса райд-хейлинга (таких как Bolt или Uber) или служб доставки, обязаны уведомлять регулятора в соответствующих странах о сумме доходов, полученной путем предоставления услуг через платформу. Таким образом, страны ЕС ведут учет микродоходов в сфере «гиг-экономики».

Оценка изменений

В целом, эта инициатива является прогрессивным и, на самом деле, наилучшим предложением по упрощенному налогообложению для самозанятых лиц. Точно можно сказать, что лучшего предложения по уплате налогов водителями, выполняющими перевозку на заказ, не было. С 2019 года предложения были только к обязательному статусу ФОП.

Ввиду ожидаемого экономического эффекта, который может достигать 10 млрд грн в год в госбюджет, представители государственных органов, особенно законодатели, должны способствовать прохождению в Верховной Раде такого законопроекта.

Читайте также: Сколько получают банкиры и почему их зарплаты растут во время войны

Это ведь не только упрощает процедуры регистрации хозяйственной деятельности и уплаты налогов. Это также важный шаг в диджитализации государства, который позволит легализовать работу и уплатить налоги в смартфоне.