Ее цель — улучшить осведомленность граждан и напомнить им об основных правилах безопасности при безналичных расчетах, особенно в сети Интернет.

Татьяна Путинцева, Председатель Правления Cominbank: «Полномасштабная война стимулирует украинцев еще больше обращать внимание на финансовую безопасность. К сожалению, реальность такова, что даже в военное время мошенники не оставляют попыток обмануть людей.

На прошлой неделе в рамках экспертного мероприятия я рассказывала о том, как Cominbank работает над повышением безопасности банковских операций, защищает личные данные и средства клиентов. А сегодня, как несколько лет назад, мы снова присоединяемся к важной и своевременной кампании Национального банка Украины и Киберполиции — ШахрайГудбай.

Имею искреннюю надежду, что правила безопасности, которые будут масштабно освещены на протяжении кампании, максимально обезопасят клиентов банков от всех возможных афер".

Во время полномасштабной войны платежное мошенничество не исчезло, напротив, наблюдалось увеличение проявлений кибермошенничества и киберпреступности. Самым популярным методом мошенничества с платежными картами в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия.

«Мы уверены, что кампания #ШахрайГудбай особенно актуальна во время войны, когда мошенники используют уязвимость граждан, их тревогу, затруднительное состояние. Противодействовать этому можно только через осведомленность и критическое мышление. Характерно, что большинство случаев, когда граждане теряют свои средства, возникают из-за разглашения ими данных своей карты, одноразовых паролей для подтверждения операций, данных для входа в интернет-банкинг. Половина от общей суммы ущерба от мошенничества с платежными карточками произошла из-за социальной инженерии. Их можно было бы избежать, помня и соблюдая правила безопасного использования платежных карт, — отметил директор Департамента платежных систем и инновационного развития Андрей Поддерегин. — Благодаря этой кампании Национальный банк вместе с партнерами надеются напомнить как можно большему количеству граждан, особенно молодежи, которая является наиболее активным пользователем, важные правила платежной безопасности, повысить осведомленность украинцев и продолжать формировать у них безопасную культуру поведения в виртуальном пространстве».

Сумма убытков банков, торговцев, клиентов от незаконных действий с платежными карточками за прошлый год составила более 481 млн. гривен. Это на 46% больше, чем в довоенном 2021 году. Количество незаконных действий с платежными карточками, по которым был понесен ущерб, возросло на 8%.

В 2022 году средняя сумма одной незаконной операции составила около 2 200 гривен, что на треть больше чем в 2021 году (в 2021 году — 1 600 гривен).

В то же время, если посчитать уровень ущерба от незаконных действий с платежными картами в общей сумме всех расходных операций с платежными картами, то он остался относительно низким.

Так, на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карт на незаконные действия/мошеннические операции приходилось 69 гривен. Это не намного больше, чем в 2021 году (65 гривен), и свидетельствует о том, что в прошлом году сумма убытков от мошенничества росла сопоставимо с ростом суммы операций с платежными карточками украинских банков.

Также Андрей Поддерегин добавил, что 86% от общего количества случаев платежного мошенничества за 2022 год произошло в сети Интернет, в то же время только 14% — через физические устройства (торговая сеть, банкоматы, устройства самообслуживания).

«С начала этого года в Департамент киберполиции поступило уже более 20 тысяч обращений граждан, из них — более 75% по мошенничеству в Интернете. Аналогичные процентные показатели мы наблюдали и в прошлом году, соответственно, противодействие онлайн-мошенничеству остается одним из основных направлений работы киберполиции», — подчеркнул начальник Департамента киберполиции Национальной полиции Украины полковник полиции Юрий Выходец.

Поэтому в ходе кампании Национальный банк совместно с партнерами будет напоминать гражданам о простых базовых правилах платежной безопасности. Из основных правил — это:

● необходимо держать в секрете смс-коды от банков и мобильных операторов, три цифры на обороте карты (CVV-код), логины и пароли от интернет-банкинга;

● прежде чем ввести в любую форму данные своей платежной карты или пароли к интернет-банкингу, необходимо проверить URL-адрес необходимого ресурса, ведь любые отличия могут свидетельствовать о том, что пользователь оказался на фишинговом сайте.

Кроме того, планируется провести масштабную просветительскую работу в учебных заведениях. С 3 апреля по 31 мая 2023 года пройдут образовательные мероприятия для учебных заведений, направленные на повышение уровня знаний детей и молодежи по платежной безопасности, в частности:

1) Марафон послов кампании #ШахрайГудбай — проект для педагогов, которые противодействуют платежному мошенничеству и проводят образовательные мероприятия по платежной безопасности на основе учебных материалов, разработанных Национальным банком;

2) конкурс «Платежная безопасность в комиксах» — инициатива, во время которой студенты будут создавать комикс на тему платежной безопасности с помощью инструментов на основе искусственного интеллекта: чат-бот ChatGPT и генератора изображений Midjourney или Bing Image Creator;

3) конкурс видеоработ о платежном мошенничестве «PaySafe» — инициатива, в ходе которой учащиеся и студенты будут создавать видео с советами, как защититься от распространенных сценариев платежного мошенничества.

Для этих образовательных мероприятий был создан отдельный сайт, где описаны подробные условия участия в марафоне и конкурсах: https://promo.bank.gov.ua/marathon-stopfraud/ .

«Мы рады поддержать кампанию по противодействию платежному мошенничеству, организуемую Национальным банком Украины. Молодые, которые активно пользуются социальными сетями и делятся большим количеством личной информации в сети Интернет, крайне важно знать о мошенниках и избегать мошеннических схем. Поскольку Украина идет в направлении развития цифровых финансов, необходимо понимать, как защитить данные в сети Интернет и проверять платежные операции», — прокомментировал Роберт Бонд, руководитель Проекта USAID «Реформирование финансового сектора».

Информационная кампания продлится до конца года во всех регионах Украины. В ее рамках Национальный банк вместе с партнерами будут информировать граждан о том, как уберечься от платежного мошенничества, в частности через обновленную тематическую веб-страницу (лендинг) #ШахрайГудбай с подробной информацией о кампании и правилах поведения в виртуальном пространстве.

Справочно

Национальный банк проводит Всеукраинскую информационную кампанию по платежной безопасности ШахрайГудбай вместе с Департаментом киберполиции Национальной полиции Украины, а также при поддержке Проекта USAID «Реформирование финансового сектора».

Генеральные партнеры: Министерство юстиции Украины, Безоплатная правовая помощь, Госспецсвязи, Министерство социальной политики, Пространство, ПриватБанк, OLX.ua, Novapay, Киевстар, Lifecell, Portmone,Mastercard, YASNO — поставщик электроэнергии, газа и решений по энергоэффективности, Ассоциация ЕМА, ADRA Украина

Информационные партнеры: Ощадбанк, Укрэксимбанк, Райффайзен Банк, Укргазбанк, ПУМБ, УкрСиббанк, ОТП Банк, Сенс Банк, Креди Агриколь Банк, Кредобанк, Таскомбанк, А-Банк, Банк Восток, Банк Кредит Днепр, МТБ Банк, Аккордбанк, Банк Альянс, Идея Банк, Правэкс Банк, Банк Глобус, КОМИНБАНК, Конкорд Банк, Банк Клиринговый Дом, Банк инвестиций и сбережений, Радабанк, Индустриалбанк, Кристалбанк, Агропросперис Банк, УкрБудИнвестБанк, РВС Банк, Юнекс Банк, Банк Украинский капитал, Банк ¾, Мотор- Банк, Коминвестбанк, Первый Инвестиционный Банк, Поликомбанк, Банк Портал, БТА Банк, Украинский банк реконструкции и развития,Альпари Банк, Фокстрот, Comfy, Эпицентр, ОО «ВСАД «IT-бабушки», SOCAR, WOG, Prom.ua,Visa, ВАФК.