В прошлом году НБУ вынужденно финансировал бюджет в среднем на 40 млрд грн/мес, прямо выкупая военные облигации правительства. В этом году в меморандуме с МВФ мы задекларировали отказ от эмиссионного финансирования бюджета. И пока это удается. За счет чего?

Сохраняются значительные объемы внешней помощи, ритмичность ее поступления улучшилась

С начала года по 9 февраля поступило 4,245 млрд долл. внешней помощи от ЕС и США в виде льготных кредитов и грантов (месячная потребность составляет ≈ 3,2 млрд долл).

На прошлой неделе объявлено о привлечении гранта на сумму до 6,165 млрд долл. на бюджетную поддержку от США и других доноров (через целевой фонд, который администрируется Всемирным банком и Международной ассоциацией развития).

Активизируется рыночное размещение ОВГЗ

НБУ повысил нормы обязательных резервов банков по средствам до востребования и на текущих счетах, одновременно разрешив формировать половину таких резервов за счет бенчмарк-ОВГЗ. В то же время, Минфин повысил ставки размещения, а значит — такие активы для инвесторов становятся более привлекательными.

Как меняется рынок ОВГЗ

С начала года поступления от размещений ОВГЗ превышают их погашение, в отличие от прошлого года, когда ситуация была обратной. За полтора месяца с начала года Минфин уже разместил ОВГЗ на сумму 77,8 млрд грн, погасить за первые 2 месяца нового года он должен 41,1 млрд грн. На последнем аукционе 14 февраля спрос на бенчмарк-ОВГЗ превышал предложение в 6 раз.

НБУ сокращает свою долю с начала года (-5,1 млрд грн), а основными покупателями становятся банки, которые частично за счет бенчмарк-ОВГЗ выполняют новые повышенные нормативы обязательного резервирования. Совокупный портфель ОВГЗ банков за полтора месяца с начала 2022 года вырос на 7% (+33,9 млрд грн), тогда как в прошлом году он сократился на 12% (-64,5 млрд грн).

Читайте также: Укрсиб, Универсал, Приват и другие: банки, которые удивили своими результатами за 2022 год

Что будет дальше

Банковская сверхликвидность остается связанной, но ее часть (≈ 75 млрд грн, исходя из прироста обязательных резервов) перенаправляется из депозитных сертификатов в ОВГЗ, что решает несколько задач:

  • улучшение срочности депозитов, а следовательно более стойкое фондирование банков и увеличение спроса на гривневые активы;
  • увеличение рыночного финансирования дефицита бюджета, а следовательно, минимизация основы для эмиссионного финансирования НБУ.

Вместе все это будет уменьшать инфляционные и валютные риски в текущем году, несмотря на продолжающуюся войну.