Полномасштабная жестокая война, которую россия начала против Украины 24 февраля 2022 года, больно ударила по всем сферам жизни украинцев. Но она не посеяла паники ни среди граждан, ни среди бизнеса, как того хотел враг.

Предприниматели стали перестраивать свою деятельность, в соответствии с новыми условиями. Государство, в свою очередь, ввело ряд новых программ поддержки бизнеса в дополнение к уже имеющимся. Оператором многих инициатив стал Ощадбанк. Благодаря этим мерам предприниматели не только смогли сохранить свой бизнес, но и начали наращивать обороты. Мы собрали истории трех бизнесменов из разных регионов Украины о том, как они смогли успешно адаптироваться к новым реалиям.

Богдана Мельничук, владелица бизнеса по продаже гелевых шаров, Луцк

Богдана Мельничук

Свое дело молодая волынянка начала случайно. Четыре года назад, когда она была в декрете после рождения второго ребенка, Богдана интересовалась ручным декором, как и многие женщины ее круга общения. Однажды она выбирала подарок на день рождения подруги.

«Подруга была такой, что все у нее было. И я решила подарить ей несколько гелиевых шаров, — вспоминает Богдана, — но тогда мы не нашли того, что хотели. Цена не соответствовала качеству. И как-то после этого я начала искать, как это сделать лучше и эффективнее».

Сначала Богдана мало что знала о гелиевых шарах. Со временем она изучила все аспекты их производства. Сейчас, кроме продажи шаров, лучанка еще и преподает аэродизайн. «Я из тех людей, которые могут рассказать все: от того, как шары производят, где, в каких странах, из какого материала, на каком оборудовании, и до того, как их реализуют, от чего зависит их надув, просушивание, специфика, толщина. Это целая наука», — рассказывает предприниматель.

Свои шары она обрабатывает дополнительным полимером для прочности, а также дает клиентам советы по правильной эксплуатации, в частности предупреждает о губительном влиянии солнца и холода на продолжительность «жизни» шариков.

Чаще всего такой декор заказывают для встречи мамы с младенцем из роддома, на детские дни рождения и крестины, а также для признаний в любви и предложений выйти замуж.

Обороты бизнеса в первый месяц войны значительно упали, но лучанка не отчаивалась. Постепенно ситуация стала улучшаться. В июне Богдана рискнула поменять помещение магазина. У нового места площадь была в четыре раза больше. От этого бизнес, по ее словам, только выиграл.

Тогда же, в июне, стартовала государственная программа предоставления грантов на создание или развитие собственного бизнеса, и Богдана решила принять в ней участие. Она была в первой волне претендентов. В то время в Волынской области на гранты подали заявки 80 предпринимателей, и только девять получили одобрение. Лучанка была одной из них.

Богдана получила 242 тысяч гривен под ноль процентов годовых. Деньги она должна использовать в течение шести месяцев. Условиями выдачи микрогранта является принятие на работу двух человек и уплата за них налогов в течение трех лет. Деньги поступают на счет в Ощадбанке, ними можно оплачивать только товары и услуги для развития бизнеса.

Пакет документов и бизнес-план Богдана подавала через мобильное приложение «Дія» в программе «єРабота». Далее последовало собеседование в государственном центре занятости и общение с менеджером Ощадбанка. Получением гранта предприниматель удовлетворена.

В будущее Богдана смотрит с оптимизмом. Уже сейчас уровень заказов, по ее словам, превзошел довоенные показатели на 30%. На полученный грант планирует открыть в Луцке второй магазин.

«У нас отличная возможность расширить ассортимент, установить классную мебель. У нас теперь шаров столько, что можно два магазина открыть», — с энтузиазмом описывает дальнейшие планы лучанка.

Максим Леванец, Ukrledlight, светодиодные системы освещения, Николаев-Киев-Вижница

Максим Леванец (справа)

Свою карьеру Максим Леванец, по образованию менеджер по внешнеэкономической деятельности, начинал на стройке. Там проработал 10 лет.

«А потом увидел фильм „Аватар“ и начал заниматься освещением», — рассказывает бизнесмен о поворотном моменте своей жизни.

В 2009 году он основал предприятие по производству светодиодных систем освещения Ukrledlight. Бизнес развивался в двух городах — Киеве и Николаеве. Сначала большинство компонентов для своей продукции Максим завозил из Китая, а в 2018 году зарегистрировал торговую марку Lumof.

«Уже год или даже два, как мы стараемся максимально увеличить долю украинского производства, — говорит он. — Сейчас запустили несколько видов продукции, которую мы производим в Украине полностью, — то, что раньше привозили из Китая».

Бизнес преуспевал. Было много заказов как от частных клиентов по установке освещения в квартирах, так и от кафе и ресторанов, для которых оригинальное декоративное освещение в интерьере является весомой частью сервиса.

Но война изменила ситуацию.

«Два-три месяца мы ничего не делали, — вспоминает бизнесмен. — Когда Киевщину уже очистили от оккупантов, люди начали доделывать какие-то ремонты. В мае снова начали поступать заказы, и мы уже стали работать каждый день».

Производство началось на новом месте — в городке Вижница Черновицкой области. Перевезти мощности удалось в начале апреля благодаря программе релокации бизнеса из зоны военных действий. Предприниматель нашел перевозчика, а государство оплатило счета за логистические услуги.

Летом Максим решил поучаствовать еще в одной программе поддержки бизнеса, запущенной правительством в конце июня. Тогда Министерство экономики одобрило три грантовых программы для перерабатывающей и IТ-отраслей. Деньги выдаются на приобретение оборудования, государство покрывает 70% стоимости, 30% — платят предприниматели. При этом, они в течение трех лет пользуются деньгами беспроцентно, возвращают их в виде налогов, а также должны трудоустроить определенное количество людей.

«Это просто огромный плюс, я даже до войны не видел таких программ, а во время войны давать деньги предпринимателям на развитие — это супер», — не скрывает своего восторга бизнесмен.

Для получения гранта через Ощадбанк Максим Леванец создал в сентябре новое предприятие — «Вижница Промсервис». Оно будет заниматься очисткой поверхностей металлических изделий и порошковой покраской металла — тем, что бизнесмен мечтал запустить еще до войны. На предприятии будет камера по порошковой покраске металлов, где при температуре 200 градусов «запекается» специальная краска, и камера по пескоструйной обработке металлов для очистки их поверхности. Такого оборудования в Черновицкой области еще нет. Будет трудоустроено 13 человек. А дальше Максим планирует запустить производство деревянной мебели.

Бизнесмен получил на реализацию мечты чуть больше 4 миллионов гривен.
«В Ощадбанке у нас большая поддержка, — говорит Максим. — И в Вижнице в отделении, и на уровне области. Они очень поддерживают нашу инициативу».

Яков Усенко, ООО «Термолан-Украина», продажа термоклеев и производство клеевого оборудования, Белая Церковь


Яков Устенко (справа)

Яков Усенко в бизнесе уже около 30 лет. Он основатель и руководитель нескольких предприятий в Белой Церкви. Первую свою компанию — завод «Термо-Пак» по производству упаковочного оборудования, розлива и этикетирования — бизнесмен основал в 1995 году. На сегодняшний день у предприятия собственное конструкторское бюро и штат более 250 сотрудников.

В 2004 году Яков расширил свой бизнес и основал компанию «Термолан-Украина» по продаже термоклеев и оборудования для их нанесения. Клеи в твердом состоянии подаются в специальный резервуар, где затем нагреваются и под давлением в жидком состоянии с помощью специальных шлангов и форсунок наносятся на различные поверхности.

«Сфера применения термоклеев очень широкая, — рассказывает бизнесмен. — Они пригодны для склеивания пластмасс, металла, бумаги, текстиля и используются в средствах гигиены, пищевой, автомобильной промышленности, многих других индустриях».

Клиентами компании являются, в частности, Киевский картонно-бумажный комбинат, кондитерская фабрика «Рошен», компании «Оболонь» и «Сандора».

Вся продукция долгое время была импортной. Это более 100 видов термоклея производства Малайзии, Португалии, Испании, Италии, Турции, а также клеевое оборудование испанской компании Valco Melton. Конкуренция в этом сегменте рынка в Украине, по словам Якова Усенко, очень высокая, импортеров много.

Компания решила пойти дальше и в 2020 году первой в Украине запустила производство автоматических клеевых систем. Эксперимент был успешным, предприятие нарастило обороты.

Начало широкомасштабной войны россии против Украины на работе компании не сильно отразилось. Из всех предприятий группы, «Термолан-Украина» единственное не показало убытков. «Бизнес не просел. Мы уходим на уровне 2021 года. По-моему, даже увеличили показатели, — говорит предприниматель. — У нас складские запасы были, так в первые месяцы войны мы даже не продавали, а отдавали продукцию, чтобы предприятия пищевой промышленности работали. Объем реализации товаров за 2020−2022 годы составил 73,8 миллиона гривен».

Летом после открытия программы грантов для поддержки перерабатывающей и IT-отраслей от Министерства экономики, компания решила принять в ней участие и подала бизнес-проект на конкурс. Проект набрал 45 баллов из 50 возможных и оказался среди победителей. «Термолан-Украина» получил 70% стоимости проекта в виде гранта — 7,8 миллиона гривен.

Эти деньги пойдут на расширение производства клеевого оборудования. Предприятие должно взять на работу, как минимум, 25 человек, выйти на определенный уровень прибыли и уплатить сумму гранта налогами в течение следующих трех лет. Бизнесмен планирует устроить на предприятие, на котором сейчас работают 12 человек, даже больше людей, чем заявлено в бизнес-плане.

Грант оформляли через Ощадбанк. Средства поступили спустя три месяца после победы в конкурсе.

«Слава богу, что Минэкономики такую программу ввело, — не скрывает положительных эмоций Яков Усенко. — И с Ощадом понравилось работать. Команда у них очень клиентоориентированная, быстро на все реагируют».

Ощадбанк: Лицензия НБУ № 148 от 05.10.2011 г.