Неработающие кредиты: как с этим справляются банки
Во время военного положения НБУ дал достаточно послаблений своим подопечным в части соблюдения нормативов. Они рассчитываются так же, как это делалось и до войны, но пока за их нарушение банкиров не штрафуют, хотя тут ключевое слово «пока».
В конце года одной из главных проблем для финансистов будет доформирование значительных резервов. Поскольку из-за разрушений и временной оккупации значительной части промышленно развитых, и соответственно, кредитоемких районов на востоке страны, в кредитном портфеле банков стремительно растет доля NPL (неработающих кредитов).
Не формировать резервы банкиры не могут, соответственно, это будет немедленно «бить» по прибыльности финучреждений и капиталу.
По данным Нацбанка, доля неработающих кредитов в банковском секторе на 1 октября составила 33,6%, а общий объем неработающих кредитов в третьем квартале вырос сразу на 59,6 млрд гривен. И пока на улучшение ситуации рассчитывать не приходится.
Поэтому в декабре не менее 20−25 финучреждений столкнутся с проблемами выполнения требований по капиталу и необходимостью списания части проблемной задолженности. Ждать значительных показателей прибыльности банковской системы в этом году не приходится, основная часть прибыли будет «съедаться» формированием и списанием резервов под кредитные операции.
Госбанки и банки-иностранцы будут в лучшем положении, а вот небольшим финучреждениям придется несладко. Чтобы понимать реальный масштаб проблемы, Нацбанк и намерен провести стресс-тестирование финучреждений в ближайшее время.
Платежеспособные украинские банки за январь-октябрь 2022 года получили 11 млрд грн чистой прибыли, по сравнению с 58,4 млрд грн за аналогичный период 2021 года. За счет необходимости доформирования резервов, скорее всего, общая прибыль банковской системы в целом за год составит от 8,3 до 14 млрд гривен, а декабрь будет одним из основных периодов в части доформирования резервов.
Как и кому простят долги
Основную прибыль по системе сформирует Приват, остальные госбанки и самые крупные «дочки» иностранцев окажутся, в лучшем случае, в «середнячках». Мелкие финучреждения в основном покажут либо низкую прибыльность — в пределах до 2−3 млн гривен, либо вообще будут убыточными.
За решение этой проблемы взялись законодатели. 1 декабря Верховная Рада приняла в целом законопроект (№ 7441−1) о списании кредитов на жилье и авто, которое было повреждено или разрушено во время войны.
Выплаты по кредитам на движимое и недвижимое имущество будут приостановлены, если предмет залога находится на временно оккупированной территории, в зоне активных боевых действий или уничтожен. Полностью списаны будут ипотечные кредиты, залогом под которые оказалось уничтоженное жилье.
Но для этого должны быть выполнены несколько условий: такое жилье должно было быть единственным местом проживания заемщика, а сам он до войны аккуратно обслуживал кредит. И, конечно, выполнение всех этих условий придется подтвердить документально.
Именно поэтому рассчитывать на полное списание всех долгов заемщикам-физлицам не стоит. Как показывает практика прошлых подобных решений, им придется долго побегать, собирая горы документов, чтобы доказать банкирам факт окончательной утраты имущества. Большинство заемщиков все же подпадет не под полное «прощение», а под реструктуризацию на различного вида льготных условиях, с дисконтами и списанием части задолженности, но все же реструктуризацию.
При списании долгов несколько проще и, одновременно, сложнее будет крупнейшим предприятиям металлургии, энергетики и промышленности. Именно по ним, в силу объективных военных причин, сейчас в абсолютных суммах наибольшие объемы убытков и проблемной задолженности. Это приведет к тому, что кипы документов для закрытия этих кредитов им также придется собирать, но и внимание к ним со стороны банкиров будет больше.
Ведь и банкиры будут очень заинтересованы максимально уменьшить суммы таких проблемных кредитов в своих портфелях, чтобы в дальнейшем не подпадать под прессинг Нацбанка.
Как будут кредитовать и на чем зарабатывать
Значительного прироста кредитного портфеля в декабре тоже ожидать не стоит. В основном, он будет обеспечен только за счет различных правительственных программ формата «5−7−9». В условиях повышенных рисков не будет и активного кредитования реального сектора. Основные доходы финансисты будут получать от:
- размещения средств в депозитные сертификаты Нацбанка;
- торговли валютой и валютной переоценки;
- погашаемых облигаций;
- комиссионных за оказанные услуги.
Процентные доходы по кредитам пока также останутся важной статьей в балансе банков. Но в условиях проседания работающего кредитного портфеля их удельный вес в общей структуре полученных «живых» (не путать с «начисленными») доходов банков в декабре несколько снизится.
Ставки по кредитным продуктам банков особых изменений не претерпят и сохранятся на уровне ноября. Но за счет прироста кредитования по правительственным программам (как правило, под ставки более низкие, нежели рыночные), общая статистика Нацбанка покажет незначительное снижение стоимости гривневых займов.
Объемы вложений в депозитные сертификаты под 23% годовых продолжат расти и их доля в полученных доходах будет увеличиваться. Объемы вложений в депсертификаты уже в конце ноября снова побили рекорды, превысив 380 млрд гривен.
По валюте значительную долю в доходах банков обеспечит нехитрая операция выкупа СКВ на собственную валютную позицию у экспортеров в пределах коридора Нацбанка по доллару от 36,57 до 36,93 гривен и действующих на момент межбанковских котировок по евро, и затем ее перепродажа населению с маржой до 3,5−4,5 гривен через кассы банков.
Читайте также: Глава НБУ озвучил позицию по возвращению к плавающему курсу
И хотя объемы операций по валютообмену в банках несколько снизились, за счет большой маржи между покупкой и продажей, это обеспечит банкам хорошую «живую» прибыль.
Операции физлиц по покупке/продаже иностранной валюты
Особенно в тех регионах, где из-за отключения света банковские отделения останутся монополистами на этом рынке, потеснив обменки финкомпаний. Ведь у тех не всегда есть доступ к резервным линиям питания, а генераторы не всегда себя окупают.
Ралли по паре евро/доллар в середине декабря на фоне решений ФРС США и ЕЦБ по процентным ставкам только добавят объемы доходов банковской системы по этой статье и сохранят за евро статус главного спекулятивного инструмента на валютном рынке.
Торговля и доходы по облигациям также обеспечат банкам значительные заработки. По состоянию
Но пока Минфин не сделает более привлекательной доходность по вновь размещаемым облигациям (сейчас в гривне до 19,25% годовых, в долларе — до 4,5% годовых и в евро — до 2,5%) или Нацбанк не снизит доходность по депозитным сертификатам, особого прироста портфеля облигаций банки в декабре не сделают. Размещение в депсертификаты им будет интереснее.
Сколько останется банковских отделений
По состоянию на 1 октября 2022 года в Украине насчитывалось 5516 действующих структурных подразделений банков. С начала года их число сократилось на 1169, или на 17,5%. Блекаут только усугубит ситуацию.
Это очень хорошо демонстрирует статистика по работающим банкоматам. В Украине после ракетных ударов, по данным НБУ, работают около 3800 банкоматов. Хотя в августе их число составляло 28,2 тыс., большая часть которых принадлежала государственному Приватбанку.
Поэтому в условиях войны, клиентам, особенно в прифронтовых районах, сильно выбирать в части банковских продуктов не приходится.
Основная часть бизнеса и граждан сейчас проводят в основном только клиентские и карточные платежи, снимают наличность в банкоматах и периодически меняют наличную валюту. Причем, часто клиенты-физлица и компании проводят максимум операций через клиент-банк и мобильные приложения, чтобы не подвергать себя риску при обстрелах.
В условиях разрушений энергетической инфраструктуры для них на первое место выходит возможность отделений физически проводить подобные операции, и обеспечение их электричеством, отоплением и связью.
Поэтому, даже с учетом деоккупации части территорий Украины число отделений банков в декабре продолжит сокращаться и, по моим расчетам, уменьшится еще на 100−250. При этом банковская система останется ликвидной и продолжит работать даже в условиях полного блекаута. Нацбанк и банки говорят о гарантированной работе в этом случае дежурных минимум 1000 отделений.
Читайте также: Пункты несокрушимости из отделений банков: кто из финансистов готов это сделать
В западных регионах, относительно далеких от постоянных обстрелов и с более-менее налаженной энергетической логистикой, конкуренция будет выше. В Киеве, крупных городах центральной, восточной и южной части страны ключевым фактором останется именно бесперебойность работы действующих отделений по платежам, а также обеспеченность касс наличной гривной и валютой под выдачи депозитов.
Особенно 3-месячных валютных, которые в последнее время население активно использует для покупки СКВ по более привлекательному курсу. Именно эти депозиты по факту обеспечили в ноябре улучшение статистики структуры вкладов населения по срочности и возобновление роста впервые с начала войны.
Кто будет повышать доходность депозитов
Та же тенденция сохранится и в декабре. Граждане протестировали продукт трехмесячных депозитов. И, при позитивном опыте, продолжат им пользоваться далее. Это создаст дополнительную подстраховку гривне на валютном рынке и будет снижать давление на курс нацвалюты.
В то же время, размещение значительных средств в валюте на трехмесячные депозиты под 0,1% годовых продолжит занижать общую статистику Нацбанка по процентным ставкам по срочным валютным вкладам, о чем нам обязательно похвастается регулятор уже в январе 2023 года, когда будут опубликованы данные за декабрь 2022 года.
Банковская система сейчас сверхликвидная, о чем, собственно, говорят рекорды по суммам депозитных сертификатов, размещаемых банками в Нацбанке. Сливки в этой ситуации снимают госбанки, которые, в основном, сейчас и обслуживают счета военных.
В условиях боевых действий нашим защитникам не до особых нюансов в депозитных продуктах, а их женам получаемые на карты средства в основном нужны на текущие расходы. По этим ресурсам банки им платят либо «ноль», либо очень низкие проценты, сами же размещают эти средства в ежедневном формате под 23% годовых в депсертификаты.
И пока эта категория банков в декабре не станет спешить повышать ставки. Не станут это делать и банки-иностранцы, которые также всю свою сверхликвидность в основном предпочитают размещать в Нацбанке.
Остальная часть банков, особенно небольшие и середнячки, в условиях более жесткой конкуренции в декабре проведут акции по повышению доходности депозитов. Хотя на значительный рост ставок рассчитывать не стоит: в гривне максимум на 0,5−1,5% годовых, в долларе — на 0,25−1% годовых и в евро — на 0,25−0,75% годовых.
Пришла зима, выросла коммуналка по отделениям, проблемы с логистикой доставки наличности, электричеством и интернетом, а также с безопасностью персонала. Это все — дополнительные затраты для банков, у которых сейчас и так серьезные проблемы с прибылью. Поэтому банки будут очень неохотно повышать ставки.
Хотя и такая экономия вряд ли позволит им повысить рентабельность бизнеса. По данным Нацбанка, на 1 ноября рентабельность активов банков составила всего 0,64%, а рентабельность капитала — 5,77%. С учетом необходимости доформирования резервов, банки не смогут существенно улучшить эти показатели и в последний месяц этого года.
Но, в целом, в условиях полномасштабной войны России против Украины и потери около 30−35% ВВП, временной оккупации части территорий и постоянных обстрелов гражданской инфраструктуры и энергетического сектора, — банковская система Украины и в декабре этого года останется платежеспособной, ликвидной и управляемой. И это сейчас главное.