Почему военные потери не перекладывают на покупателя
В первые месяцы войны около 30% торговых сетей, которые входят в Fozzy Group, были закрыты. Какую долю удалось восстановить?
Сейчас открыты более 90% всех торговых объектов, которые у работали до 24 февраля. С начала полномасштабной войны повреждено полностью или частично около 70 магазинов. В основном, это магазины «Фора», которых было много в Киевской области. Часть магазинов мы восстановили. Вот, например, 24 ноября возобновили работу в Херсоне. Однако, около 10% все же не работают — это преимущественно расположенные на временно оккупированных территориях.
Вы уже прикидывали общие убытки компании?
По нашим подсчетам, компания понесла около 3 млрд грн убытков. Периодически цифра обновляется, что-то прибавляется. Мы потеряли примерно половину из этой суммы в имуществе, половину — в товаре. Это очень большая нагрузка на компанию.
Как планируете компенсировать эти убытки, например, закладываете ли их в ценники для конечного потребителя?
Пока мы подсчитываем ущерб и наблюдаем за ситуацией. Посмотрим, какие есть международные механизмы возмещения и что предложит государство. От этого уже будем отталкиваться.
Но на посетителях это не отразится. Наши оперативные затраты и потери напрямую не касаются цены продуктов на полках. Мы понимаем, что война никого не делает богаче, и у сферы ритейла последние девять месяцев, прежде всего, социальная миссия — обеспечить украинцев едой.
К тому же, мы работаем в конкурентных условиях и не можем так — раз! — и повысить цены. Если мы будем самыми дорогими на рынке, никто у нас не будет покупать. Это наши потери, наши убытки, и компенсировать их за счет цены для нашего гостя мы даже не думаем. Ценообразование работает иначе.
Финансовое состояние компании позволяет держать цены?
Операционно мы достаточно хорошо стоим на ногах. Пытаемся балансировать в этой ситуации, и нам это, нужно сказать, удается. У нас есть обязательства, прежде всего, перед нашими поставщиками и работниками, которые мы, несмотря ни на что, должны выполнять.
А как насчет расширения сети? —Открываете новые магазины?
В этом году наша сеть пополнилась 6 магазинами «Сильпо», несколькими «Форами» и 8 маркетами «Thrash! Траш!». Но решение об их открытии принималось еще задолго до нового года и вся подготовка была сделана до войны: все давно проинвестировано, оборудование поставлено, договоренности заключены.
По большому счету, нам осталось только перерезать ленточку. То есть в больших денежных вложениях открытие новых магазинов не нуждалось, но положительно повлияло на денежный поток. С «нуля» мы пока ничего не открываем. В первую очередь, нам нужно выполнить свои обязательства.
Новым поворотом в войне стало 10 октября. Начались массовые ракетные обстрелы всей территории Украины, перебои в энергоснабжении. Как решаете проблему обеспечения светом?
В каждом отдельном случае решаем эту проблему по-разному. «Фора» адаптировалась быстрее всех. Сложнее с «Сильпо», где магазины крупные и потребляют больше энергии. Здесь, несмотря на наши меры по экономии электроэнергии, нужны генераторы больших мощностей. К тому же, многие супермаркеты находятся в крупных торговых центрах.
Приобрести генератор и питать только свой магазин — не выход. Нужно искать решение, чтобы обеспечить весь ТЦ. Но, прежде всего, нужно всем договориться: кто, что и за какие средства это делает. Есть план, как в ближайшие недели обеспечить генераторами большинство магазинов. Сегодня уже у 50 магазинов в 23 населенных пунктах имеют автономное питание, дополнительно заказали генераторы еще для 130 супермаркетов. Процесс идет.
Это ощутимые для вас расходы?
Большие. Во-первых, сам генератор дорогой; во-вторых, расходы на топливо существенные. Но подчеркиваю, что расходы магазина и ценообразование — это разные вещи. Мы работаем в конкурентной среде. Если заложим расходы в товар, скажем, хлеб, наши гости уйдут от нас и будут покупать его там, где он будет стоить дешевле.
Но ведь не только вы в таких условиях, ваши конкуренты — тоже. Так что новые накладные расходы могут закладываться в стоимость товара не только вами…
Если бы это было так легко: все сели и договорились, мол, расходы на обеспечение магазинов электричеством увеличились, давайте повысим цены на все или на отдельные продукты. Но такого не бывает.
Читайте также: Сколько ракетных ударов агрессора еще придется выдержать Украине
Как пишутся ценники
В продолжение темы цен — кто и что влияет на формирование ценников в магазинах? Изменилась ли вообще структуру ценообразования за время войны?
На цены оказывают непосредственное влияние курс гривны и стоимость топлива, и в целом расходы на логистику. Саму структуру ценообразования мы не меняли. В основном, она исходит от наших поставщиков. Они предлагают нам товар по определенной цене. Мы не увеличивали размер торговой наценки.
Она зависит от конкурентной среды и многих параметров по разным группам товаров. К примеру, на социальные продукты мы ограничены в наценке и почти ничего на них не зарабатываем. Относительно других — мониторим ситуацию в регионе, сравниваем цены на рынке, и уже конкретно от среды транслируем свою цену. Короче говоря, в формировании цены мы ограничены ценами рынка и законодательно.
На сколько, с начала войны, подорожали продукты питания?
Курс доллара вырос примерно на 30%, по сравнению с довоенным, вот вам и потенциальный уровень роста цен в магазинах. Ведь, во-первых, мы многое импортируем. А, во-вторых, в производимых в Украине продуктах также много топливных, валютных составляющих, поэтому производители повышают цены. Соответственно, мы транслируем это повышение на рынок.
По некоторым продуктам цены выросли существенно, по некоторым — нет. Причем, не всегда влияли курсовые колебания. Например, вспомним истерику с гречкой. Она подорожала, потому что много этого продукта Украина импортировала из Казахстана, России. Из-за невозможности поставок из этих регионов, у нас сформировался большой дефицит. Сейчас ажиотаж спал, цена немного просела. Думаю, в следующем году она станет еще дешевле, поскольку гречки у нас насеяли достаточно.
Еще один пример — хайповая история с яйцом. Цена на яйцо выросла, потому что из-за войны уничтожены крупные курятники, соответственно — нет предложения, и на рынке образовался дефицит.
Дальше паника вокруг соли. Ее спровоцировали обстрелы и закрытие Артемсоли, которая обеспечивала 90% поставок всего рынка. Цена на соль выросла в разы, но как только мы переориентировались и нашли других поставщиков — из Дрогобыча и Европы — ситуация выровнялась и цены упали.
Далеко не все могут проследить связь между отдельным производителем и товаром в целом. Откуда же берутся такие панические вбросы, разгоняется ажиотаж?
Расскажу логику. Неуверенность всегда рождает у людей желание запастись самым необходимым. Одним из «стратегических» товаров является гречка. В любой кризис украинцы традиционно ее скупают. То есть условно вместо 1 кг гречки в месяц человек покупает 5 кг. Логистика не может так быстро отреагировать на такой спрос, соответственно в магазинах товара становится либо крайне мало, либо он вообще исчезает с полок.
Следовательно, начинается ажиотаж.
В то же время, производители, которые рассчитывали продать условно 1 т в год, видят, что у них 700 кг разлетелось за месяц. Они понимают, что могут на ажиотаже заработать, и начинают понемногу повышать цену для ритейла, поэтому ничего не остается, как транслировать повышение по сети. А потом производители видят, что есть спрос на гречку, и начинают ее больше сеять, закупать, импортировать. Соответственно, дефицит исчезает и цены выравниваются.
Почему такого не произошло, например, с растительным маслом? После того, как в Николаеве ракета попала в цистерны с растительным маслом, люди его с полок просто разметали, но цена не поднялась.
Украина является крупным экспортером масла, масличная промышленность у нас настолько мощная, что может полностью компенсировать внутренний спрос и работать на экспорт.
С гречкой сложнее, ее экспортируют несколько стран, и мы к ним не относимся.
А вообще, такая ситуация может быть с любым товаром. Но мы живем не изолированно. Всегда можно выйти на дешевый или не очень дешевый импорт, завозить продукты из любой точки мира. Поэтому такие истории с дефицитом и ажиотажем вокруг них обычно продолжаются недолго.
Ранее, из-за высокой конкуренции, производители были готовы идти на уступки ритейлу, чтобы попасть на полки в супермаркеты. Соответственно, ритейлеры могли диктовать цены и условия работы. Изменилось ли сейчас что-нибудь в этой схеме взаимоотношений?
Чей это рынок, кто диктует условия на нем — производитель или розничная сеть? Бывает по-разному. На самом деле, это продукт договоренностей. И если говорят, что крупные сети давят, чтобы цена была ниже, это вполне нормально. Мы хотим дешевле покупать и дешевле продавать. Потому что так сложилось, что чем выше цена, тем меньше продажи.
С началом войны мы вынуждены были найти и наладить сотрудничество с около 500 новыми поставщиками. Потому что одни потеряли производство, другие приостановили деятельность. Я не могу сказать, что отношения с поставщиками стали другими. Каких-либо кардинальных изменений не произошло, по-прежнему все индивидуально, в каждом случае отдельные договоренности.
Читайте также: Сколько стоит бренд «Украинский борщ»
Как война изменила покупателей
Высокие цены влияют на поведение потребителей?
Если говорить в целом, то платежеспособность населения упала. Меньше людей, меньше доходов. Чувствуем определенное падение спроса на дорогие товары. Но ничего критичного нет. И, что примечательно, если сама потребительская корзина подешевела, то ее структура не сильно изменилась. Люди покупают, например, бутылку виски не за 3 тыс. грн, а за 750 грн. Но они все же покупают виски. Уменьшилось потребление рыбы, потому что она подорожала. Но товаров, на которые полностью исчез спрос, нет.
Спрос на дорогие товары снизился, но вы оставили магазины премиум-сегмента…
Магазины премиум-сегмента тоже изменили структуру ассортимента. Меньше экстрадорогих товаров. Однако каких-либо глобальных изменений не произошло. Все равно здесь представлено больше импортных составляющих и товаров, которых нет в сети. И спрос на них есть, правда, гостей на хороших 10−15% стало меньше. Впрочем, людей в стране тоже стало меньше.
Как в целом изменился средний чек?
Мы видим рост, согласно данным по инфляции. Если по итогам сентября годовой показатель инфляции составил 24,6%, то на столько же увеличился и средний чек.
Читайте также: Финансы и украинцы: как они меняются во время войны
Как на полках магазинов появляются продукты
После начала войны полки магазинов опустели из-за проблем с логистикой. Как сейчас закрываете этот вопрос?
Пока нам удалось стабилизировать ситуацию, но все же логистические вопросы закрыты не полностью. Есть такой показатель, как доступность товаров на полках для покупателя, и он еще не вышел на уровень четкой логистики, который был до войны. Это связано со многими причинами: если говорить об импорте — это пропускная способность таможни и продление логистики (ведь порты закрыты на ввоз товаров), если об украинских поставщиках — то не все они возобновили работу, если о спросе — то он нестабильный. Но мы очень стараемся наладить логистические цепочки.
Закрытие заводов или работа в ограниченном режиме повлияли на ассортимент в сети? Остались ли какие-нибудь товары в категории дефицитных?
Вопрос о дефицитных товарах быстро решается. Единственное, что еще осталось решить, — поставки яйца. Все остальное мы перестроили на других производителей, многое закрываем благодаря импорту.
Откуда вообще берете продукты, особенно такие, как рыба и деликатесы? Как их завозите?
Мы и раньше эти товары импортировали, и сейчас продолжаем. Возможны определенные задержки на таможне. Но все же, все группы товаров можно найти на полках нашей сети.
Вы сказали, что за время войны наладили сотрудничество с более чем 500 производителями. Как подходите к их выбору?
К выбору производителей подходим очень осторожно. Мы смотрим на товар, качество производства, коммерческие условия. В остальном — все индивидуально, нет унифицированного подхода или правила. Очень много нюансов с каждым контрактом.
Какова доля украинских, а какова — иностранных, из производителей-«новичков»?
Больше украинских производителей. Когда был коллапс с логистикой, мы наладили сотрудничество с локальными поставщиками. Кое-где это было не так просто. Скажем, производители колбасы в Черновицкой или Тернопольской областях, которые привыкли поставлять продукцию на рынок, в магазин за кеш, и особо не заморачивались каким-то НДС, на сотрудничество с большой сетью смотрели без особого энтузиазма. Чтобы работать с крупными сетями, небольшим производителям необходимо переходить на другую модель бизнеса. И часто приходилось их убеждать это делать.
В «Сильпо» была представлена широкая группа товаров собственного импорта. Продолжаете ли эту практику?
В целом, мы работаем с более чем 80 странами мира. И товары собственного импорта у нас остаются. Эта практика нам очень пригодилась. Многие украинские производители, которые из-за войны вынуждены были закрыться, до сих пор не наладили нормальную деятельность. Чтобы товары, которые они производили, не исчезали с полок магазинов и оставались доступными нашим гостям, мы заменили их импортом. Ярким примером в этом году были арбузы. У нас они были весь сезон. Первые поставки пошли из Турции.
Изменились ли взаимоотношения с иностранными производителями и поставщиками? Есть ли какие-то уступки с их стороны, может быть, снижение цен, отсрочка платежей?
Нас очень поддержали иностранные поставщики. Они понимают ситуацию и пытаются помочь. Весной они оказывали огромную гуманитарную помощь, которую мы распределили в сети, чтобы раздавать людям. Также абсолютно нормально относятся к отсрочкам или задержкам в расчетах.
Импорт служит для нас, своего рода, подушкой безопасности. Если в стране проблемы с производством какого-либо товара, мы быстро можем найти его на европейском рынке и поставить в наши магазины.
Читайте также: Враг уничтожает украинскую инфраструктуру: как отреагирует гривна в декабре
Что будет с ценами
Инфляция в Украине превысит 30% в этом году.Каких ценников ждать потребителям до конца года?
Цены, скорее всего, еще будут расти, но медленно, без резких скачков. На каких-то продуктах это будет более заметно, на каких-то — менее. Свою долю внесет и сезонный фактор. К примеру, овощи к весне традиционно дорожают. При этом, другие продукты, такие как мандарины, зимой дешевеют.
Но вообще, если курс гривны будет оставаться стабильным, цены на топливо не будут расти, то причин для более серьезного роста, чем уже произошел, нет.
За время войны украинцы сталкивались с дефицитом то соли, то соды, уксуса, гречки… Возможны ли еще подобные ситуации? Что у нас в дальнейшем будет с продуктами?
Если бы можно было спрогнозировать, какие товары будут в дефиците, каждый формировал бы запас. Но тогда дефицита удалось бы избежать. Пока я не вижу, что что-то угрожает тому или иному товару. Если же такое случится, то у нас есть решение, как быстро выровнять ситуацию по любому продукту.
За границу выезжает не только население, но и бизнес, в частности, в Польшу. Есть ли у вас такие планы, насколько интересен вам европейский рынок?
Сегодня, к сожалению, горизонт планирования у группы, как и у большинства украинского бизнеса, очень короткий. Прежде всего, мы сосредоточены на том, чтобы обеспечить украинцев продуктами и всем необходимым в разных уголках нашей страны. Поэтому мечтаем о победе, стараемся продолжать работать во всех регионах, где это возможно, и иногда открываем новые торговые объекты, запланированные еще до полномасштабного вторжения.