Как оценить ситуацию
С тех пор, как война привела к прекращению официальных статистических публикаций, исследователи применяли альтернативные источники данных для оценки экономического роста и его компонентов (экспорт, частное потребление, инвестиции).
Были определенные попытки применить для оценки зарплат и тенденций на рынке труда данные, полученные от сайтов трудоустройства или через опросы бизнеса. Однако такие подходы зависят от небольших и, возможно, неадекватно сложившихся выборок.
Например, использование предложений трудоустройства, как способа измерять спрос на рабочую силу, является проблемным, ведь изменения в таких данных могут быть вызваны разными факторами, часто не связанными с тенденциями на рынке труда.
Опросы бизнеса для оценки динамики занятости, как правило, недооценивают проблемы, созданные прекращением деятельности или неактивностью предприятий.
Мы используем данные зарплатных платежей одного из крупнейших банков Украины для оценки таких платежей в общеукраинских масштабах. Этот подход позволяет избегать проблем, характерных для других подходов. Мы сравниваем эти результаты с национальными фискальными данными, чтобы оценить потери рабочих мест.
Обзор рынка труда
Сначала мы исходим из основных фактов о довоенном рынке труда. В 2021 году официальная статистика фонда оплаты труда включала 7,1 млн наемных работников.
Этот показатель не охватывает работников микробизнеса, трудоустроенных неофициально, а также предоставляющих услуги в статусе частного предпринимателя. Эти неохваченные официальной статистикой для фонда оплаты труда категории значительны: более 5 млн человек.
Денежное обеспечение военнослужащих, которое играет важную роль в динамике доходов домохозяйств в 2022 году, тоже не включено в статистику.
Фонд оплаты труда не является точным отражением ВВП в разрезе вклада отраслей. Например, в сельском хозяйстве участие рабочей силы часто происходит в иной форме, чем официально нанятые работники, поэтому доля этой отрасли в фонде оплаты труда в 2021 году составила всего 5%.
Сферы государственного управления, здравоохранения и образования используют только официально наемных работников. Суммарная доля этих отраслей составляет 31%.
Мы используем данные о зарплатных платежах, обработанные в 2021—2022 годах Sense Bank, одним из крупнейших банков Украины. Поскольку это частный банк, его операции по обслуживанию зарплат концентрируются в основном в частном секторе.
Мы разделяем наши данные на две большие категории: рыночную экономику (производительную экономику) и государственный сектор (сектор публичных услуг), как это показано в структуре национального фонда оплаты труда.
Фонд оплаты труда частного сектора хорошо охвачен данными Sense Bank — и по объемам, и по отраслевому распределению. Мы рассматриваем оценки на основании этих данных, как такие, у которых высокий уровень надежности. Покрытие государственного сектора менее надежно, однако позволяет выявить тенденции с оплатой труда.
Как менялись средние зарплаты
Частный сектор экономики начал 2022 год активным ростом средней зарплаты на 20% год к году в январе. В феврале, когда разгорелась война, многие предприятия поддержали работников авансовыми платежами или компенсациями, что ускорило рост номинальной зарплаты до 34% в годовом исчислении.
Однако этот скачок быстро превратился в провал на 20% год к году в апреле. Летом сокращение номинальной зарплаты стабилизировалось на уровне 9% год к году, улучшившись до сокращения на 6% в первые месяцы осени.
У большинства отраслей были подобные тенденции в феврале-марте, однако сильно расслоились летом. Сфера торговли смогла удерживать среднюю номинальную зарплату выше уровня 2021 года.
Перерабатывающая промышленность тоже показывала лучшие результаты, чем в среднем частный сектор. В энергетике динамика зарплат была волатильной. В других секторах средний спад номинальных зарплат в октябре составил 34% год к году.
С начала 2022 года средняя зарплата в частном секторе экономики была такой же, как и в аналогичный период 2021 года. В реальном выражении зарплаты быстро сократились после поправки на инфляцию. Сокращение реальной зарплаты в частном секторе составило 15%, углубившись до 27% год к году в октябре.
Читайте также: Не тратьте время на изобретение украинского велосипеда: как отстраивать Украину
У оплаты труда в государственном секторе традиционно большее сопротивление кризисным явлениям, по сравнению с частным сектором. Общий тренд здесь был более стабильным.
Летом публичный сектор возобновил значительный рост: в июле-октябре увеличение номинальных зарплат превышало 20% год к году. В октябре темп роста ускорился до 28%, чему способствовало увеличение выплат в области здравоохранения.
С начала 2022 года сектор публичных услуг показал средний темп роста номинальных зарплат на 16%. В реальном выражении это соответствовало сокращению на 2%, но в октябре реальные зарплаты смогли догнать темпы инфляции.
Для объединения этих секторов в общегосударственную оценку мы используем структуру фонда оплаты труда, представленную на первом графике, где соотношение производительной экономики и сферы публичных услуг составляет 69:31.
Мы также делаем поправку на инфляцию, выводя динамику реальных зарплат для всей экономики.
За десять месяцев 2022 года номинальные зарплаты выросли на 5%. Однако, в реальном выражении зарплаты сократились на 11% в январе-октябре, пройдя через глубокий провал на 21% год к году во втором квартале 2022 года.
Несмотря на ускорение инфляции, их сокращение с июля стабилизировалось около 18%, чему способствовало возобновление номинальных зарплат.
Сколько потеряно рабочих мест
В изменении в объеме фонда оплаты труда есть две составляющие: изменение зарплат и изменение численности работников. К сожалению, банковские данные о количестве получателей зарплат засорены другими факторами. Работники и работодатели могут менять банки, а зарплаты могут перемещаться из безналичного сегмента в наличный.
Для учета этих нюансов мы используем фискальные данные сводного бюджета Украины по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Этот налог универсальный, ведь он взимается со всех официально выплаченных зарплат.
В 2021—2022 годах не было существенных изменений в правилах налогообложения НДФЛ, что обеспечивает его последовательность для оценки общегосударственного фонда оплаты труда. Налоги обычно платят в момент, когда зарплата выплачивается сотруднику, что означает отсутствие лага во времени.
Читайте также: Цены, ВВП, торговля, производство: как экономика Украины закрыла октябрь
Значит, налоговые данные являются прямым ключом к оценке динамики фонда оплаты труда. У нас есть данные НДФЛ до сентября 2022 года, что ограничивает наши оценки занятости этим периодом. Эти данные показывают, что до войны фонд оплаты труда по тренду совпадал с динамикой средней зарплаты, но затем эти тенденции существенно разошлись.
Мы выводим изменение в количестве наемных работников через изменение сбора НДФЛ, используя наши оценки динамики средней зарплаты. Мы рассматриваем провал на 22% в марте, как результат авансовых платежей в первые дни войны, что привело к мощной турбулентности рядов данных, о которых говорилось выше.
Многие работники, получившие авансовые платежи, не получали зарплату позже, что искажало данные. Это искажение утихло летом-осенью, и мы видим сокращение количества наемных работников, по сравнению с 2021 годом, на 11% в июне-августе с ускорением годового спада до 13% в сентябре.
Наши оценки на основании банковских данных показывают, что средняя зарплата наемных работников сейчас немного выше уровня 2021 года. Тем не менее, существует значительное расслоение между производительной экономикой и сектором публичных услуг.
Мы также оцениваем, что после начала войны в 2022 году 13% официально наемных работников потеряли работу. В то же время, расчеты показывают, что в последний месяц, по имеющимся данным, тенденция увольнений усилилась.
Читайте также: Сколько продержится мобильная сеть в случае блекаута — президент Киевстар
Это дает основания полагать, что экономический тренд еще не развернулся в сторону восстановления, и что меры по сохранению рабочих мест должны оставаться приоритетом государственной политики.