О работе рынка топлива
Мы уже можем говорить о полноценной работе рынка. Есть определенный профицит всех топливных марок. Такая динамика (когда есть больше нашей текущей потребности) наблюдается примерно с июня. Не хочу сглазить, ведь идет война, но сегодня мне сложно представить повторение ситуации мая — начала июня.
Сделано почти невозможное: страна за 3−4 месяца построила принципиально новый рынок топлива. Враг лишил нас 100% довоенных источников поступления продукта. Еще за несколько дней до начала войны мы лишились морских перевозок, Россия и Беларусь отпали с началом агрессии. В начале апреля враг разбомбил Кременчугский нефтеперерабатывающий завод.
Фактически, за апрель — июнь произошло развитие рынка, который принципиально отличается от предыдущего. Хочу подчеркнуть: построение нового рынка произошло силами рынка, без участия госкомпаний. Это была крутая операция, когда рынок делал свое дело, а правительство свое — выполняло регуляторную функцию.
О граничных розничных ценах: был ли смысл в их внедрении
Мне лично система регулирования никогда не нравилась, ведь рынок есть рынок, он регулируется сам по себе, на нем работают сотни компаний и тысячи АЗС.
Однако, государственное регулирование розничных цен оказалось жизнеспособным, хотя поначалу всех пугало.
Но регулировка работает, когда нет дефицита. Правительство, хоть и с некоторым опозданием, это осознало. Отменять регулирование нужно было сразу после разрушения Кременчугского завода (в начале апреля — ред.), когда стало ясно, что нужно делать ставки на импорт. Некоторые компании, например, международный трейдер «Сокар», на правительственных совещаниях заявляли: мы не поставляли в апреле бензин, потому что это невыгодно.
Зачем продавать по «регулируемым» 40 грн/л на АЗС, если можно продавать оптом по 70 грн/л?
Хоть и с опозданием, отказ от регулирования открыл путь сотням новых импортеров, которые получили возможность покупать топливо по любой цене и везти его в Украину. Также свободное ценообразование позволило им инвестировать прибыль в автопарк, а крупным трейдерам — даже в покупку собственных танкеров.
Начали арендовать терминалы за границей — в Румынии и Италии, брать железнодорожные вагоны. Теперь у нас есть надежные каналы поставки и в три раза больший флот бензовозов, чем до войны.
А рынок все равно вернулся к уровню наценок, которые были до войны. Сам себя урегулировал, без регуляции государства или интервенций государственных компаний.
Читайте также: К зиме бензин снова подорожает: на сколько в этот раз
О географии поставок топлива
Сейчас все везут через западную границу. Есть паритет между северными и южными странами-поставщиками. Север — это Польша и Литва. Есть немного Германии и регион АРА (Антверпен — Роттердам — Амстердам), есть даже такая экзотика, как Нидерланды и Бельгия.
Южное направление — это Румыния. Страна дает возможность использовать свои порты. Через них проходит около 50% нефтепродуктов в Украину. Преимущественно, у них турецкое происхождение. Есть также Греция, немного Болгарии и других поставщиков.
Изменилась и логистика. Ранее топливо по большей части поступало по железной дороге, были поставки трубопроводом и через порты.
Теперь, по меньшей мере, на 40% рынок насыщается поставкой автомобильным транспортом. Раньше бензовозами вообще никто не импортировал. Украинцы много заказали у производителей и выгребли все подержанные бензовозы в Европе. У них есть допуски на европейский рынок.
Как у нас раньше использовали автомобильный транспорт? Для развоза топлива из нефтебаз на АЗС. А сейчас он стал дальнобойным транспортом, который едет тысячи километров за топливом. Это очень большое транспортное плечо.
И это очень дорого, но жизнь заставила рынок пойти по такому пути. Сейчас есть рынок, который невозможно остановить. Тысячи бензовозов везут топливо, работает железная дорога, работают многие пограничные переходы
Читайте также: Топливо будет дорожать до 20% в год — НБУ
О возможности дефицита топлива
В условиях войны трудно что-либо утверждать. Хотя никто по отдельным АЗС ракетами прицельно стрелять не будет.
На сегодняшний день у нас принципиально другой, гибкий рынок. Если в январе было 70 импортеров дизтоплива, то в июне — уже 355.
Сегодня у нас все трейдеры: аграрии, транспортники, промышленные предприятия. У тех трейдеров, которые раньше крутились на внутреннем рынке, сейчас есть контакты, машины, и каждый из них напрямую везет топливо. Это идеальная гибкая система в условиях войны.
Читайте также: Ажиотаж на заправках: хватит ли топлива и что будет с ценами