На этой неделе Верховная Рада планировала рассмотреть законопроект № 2683 о внедрении обязательной государственной накопительной пенсионной системы.

Читайте также: Рада рассмотрит законопроект о накопительной пенсионной системе

Однако рассмотрение законопроекта отложено на неопределенный срок.

Проект закона предусматривает, что на накопление будет направлено 5% из Единого социального взноса (сегодня ЕСВ составляет 22% от фонда оплаты труда), а пенсионный взнос на накопительное страхование в первый год составит 1% фонда оплаты труда с последующим повышением.

Такие изменения авторы проекта предлагают для того, что украинцы смогли накопить себе на пенсию в будущем. Эти ожидания весьма оптимистичны.

Читайте также: Украинцы смогут откладывать себе на пенсию через «Дію» з 16 лет

Демография, рынок труда и благосостояние

Украина столкнулась с огромными вызовами, среди прочего — большой отток населения за границу. Это изменит демографический портрет Украины, пока рано оценивать каким образом.

Кроме того, война приводит к высокой безработице, которой раньше не было в Украине, она оценивается на уровне 30% экономически активного населения, а также к бедности.

Любые шаги в рамках пенсионной реформы нуждаются в расчетах на годы. Для этого обязательно необходимо понимание демографической ситуации в стране.

Читайте также: Элла Либанова: До 90% украинцев планируют вернуться, но планы могут измениться

Инструментарий

Сбережениям украинцев нужно гарантировать защиту и прирост, что возможно только в случае уже имеющихся инструментов на фондовом рынке.

Сегодня фондовый рынок в Украине не работает. Предложения инвестиционных инструментов, кроме и так имеющихся банковских депозитов и ОВГЗ, нет.

Читайте также: Депозитные ставки снова замерли: почему крупные банки пперестали их повышать

Институциональная состоятельность

Для развития фондового рынка в Украине сверхважны судебная реформа и реформа правоохранительных органов. Это необходимо как для развития рынка, в частности, так и для развития бизнеса в стране.

В послевоенный период это будет способствовать поступлению в Украину инвестиций и открытию новых бизнесов, которые со временем смогут выходить со своими облигациями и акциями на украинский рынок.

Читайте также: Плюс 200%: як ВСУ помогает расти акциям украинских компаний

Гарантии

Государства, даже с более развитыми фондовыми рынками и качественными институциями, вряд ли могут полностью защитить средства, направленные на накопительное пенсионное страхование.

Так, в трудные времена правительства ряда стран, включая Польшу, Венгрию и Казахстан, уже внедряли «национализацию» (скорее экспроприацию) средств накопительного уровня пенсионного обеспечения.

Учитывая частоту кризисов в экономике Украины и высокую инфляцию, введение накопительного пенсионного уровня сегодня выглядит нецелесообразным.

Читайте также: Квартиры, машины и не только: что и за сколько покупают на распродаже активов банков

Доверие и финансовая грамотность

Сегодня уже существует возможность для населения накапливать себе на пенсию с помощью институтов на третьем уровне пенсионного обеспечения: банковских депозитов, а также в форме участия в страховании жизни и негосударственных пенсионных фондах.

Однако низкая финансовая грамотность, низкое доверие к этим инструментам и подчас и бедность населения приводит к тому, что эти инструменты не пользуются спросом населения.

Следует говорить о повышении финансовой грамотности населения, которое сможет выбрать подходы к экономии средств Необходимо развивать доверие между государством и гражданами через прогнозируемую и обоснованную политику, а не введением быстрых шагов.

Читайте также: Как «эффект Google» крадет заработки инвесторов

Социальная составляющая

В Украине работает солидарная система пенсионного страхования. Этой системе присуща двойная роль: не только роль пенсионного страхования, когда пенсионер получает то, что заработал, но и существенная роль компоненты социальной политики.

Из государственного бюджета финансируют не только специальные пенсии, но и доплаты ряду пенсионеров до уровня минимальной пенсии.

Перед тем как переходить к накопительным пенсиям, следует говорить об изменении подходов к социальной политике в целом и пенсионного обеспечения в частности.

Читайте также: 43% украинских пенсионеров получают выплаты менее 3000 гривен

Фискальный разрыв

Если направить даже 1 п.п. единого социального взноса (что будет составлять около 18−19 млрд грн в 2022 году) на накопительное пенсионное страхование, соответствующие потери собственных доходов Пенсионного фонда и других фондов стоит компенсировать через дополнительный трансферт из государственного бюджета.

Существует большая вероятность, что значительная часть средств, направленная в накопительный пенсионный уровень, вернется в бюджет в форме финансирования за счет выпуска ОВГЗ.

Читайте также: Как купить ОВГЗ в «Діе»: «Минфин» выяснил, как работает новый сервис

Но это будет не вся сумма, а меньше. У Накопительного фонда будут административные расходы, а также Фонд часть средств сможет направить на депозиты в банки. При этом за ОВГЗ правительству нужно будет платить проценты.

С точки зрения фискальной устойчивости введение накопительного уровня сегодня — это перекладывание средств из одного кармана в другой с определенными потерями по дороге.

Автор:
Ведущий эксперт Бетлий Александра
Институт экономических исследований и политических консультаций