В нашем правительстве отмечают увеличение налоговых поступлений в казну: если в апреле их собрали на 45 млрд грн, то уже в августе — на 65 млрд грн. Но для воюющей страны — это крайне мало. Потому эксперты ждут планомерного роста внешнего госдолга Украины.
Долговая нагрузка растет
Кассовый разрыв казны продолжает увеличиваться. Его размер оценил на своей странице в фейсбук экс-глава ГНС Сергей Верланов. Ежемесячные расходы казны составляют 235−255 млрд грн, а теперь станут еще больше. 19 октября ВР внесла очередные «военные изменения» в бюджет, увеличив расходную часть еще на 386 865,5 млн грн (около 130 млрд грн в месяц до конца года). Соответственно, в ближайшие два месяца ежемесячные расходы перевалят за 350 млрд.
А вот подтвержденные доходы в разы меньше. Таможня и налоговая собирают не более 90 млрд грн в месяц. Исходя из предыдущей динамики привлечения средств через ОВГЗ, до конца года этот инструмент поможет собрать для бюджета минимум около 10 млрд грн в месяц (30 млрд грн до конца года). Однако теперь, когда Минфин решился поднять доходность своих бумаг, эта сумма может быть гораздо выше.
Читайте также: Минфин впервые с начала войны разместил ОВГЗ по рекордной ставке и привлек в бюджет 17,2 миллиарда
Еще 30 млрд грн через выкуп бумаг Минфина подбрасывает в бюджет НБУ, а проще говоря — «печатает деньги». А это, как минимум, еще 90 млрд грн до конца года.
В октябре Украина получила от МВФ $1,3 млрд и 0,55 млрд евро — от Европейского инвестиционного банка. До конца года США обещают предоставить еще $4,5 млрд, а ЕС — 5 млрд евро. Соответственно, в целом гарантированная международная помощь (кредиты + гранты) может достичь $11,35 млрд.
«В настоящее время доходы украинского бюджета можно оценить на уровне около 740 млрд грн до конца года. Как видим, правительству необходимо привлечь еще около 300 млрд грн», — резюмировал Верланов.
Читайте также: Читайте также: Если Украина получит $38 млрд помощи в 2023 году, печатать деньги не придется
На 1 сентября 2022 года общий размер государственного и гарантированного Украиной долга, по информации Минфина, составлял $98,03 млрд (3,6 трлн грн):
- внешний — $61,6 млрд (2,3 трлн грн);
- внутренний — $36,43 млрд (1,3 трлн грн).
В официальных данных также приводятся основные источники долговых и грантовых средств во время полномасштабной войны. Крупнейшие внешние займы поступили от Канады ($1,5 млрд), МВФ ($1,4 млрд), Всемирного банка ($929 млн), Европейского инвестбанка ($720 млн) и Японии ($581 млн).
«$98,03 млрд — это в относительном выражении к объему прогнозного на этот год ВВП 76%. В следующем году размер госдолга может увеличится до уровня в 100% ВВП», — спрогнозировал «Минфину» директор аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital Дмитрий Чурин.
Похожие прогнозы делают и в Dragon Capital.
«В конце прошлого года показатель долга/ВВП снизился до 50%, сейчас он вырос до 78%, а к концу года, по нашему прогнозу, увеличится до 85%. В благоприятном сценарии в следующем году долг/ВВП может стабилизироваться на уровне 85%, в неблагоприятном — превысить отметку 100%», — говорит Елена Белан, глава аналитического департамента Dragon Capital.
Причина неутешительных перспектив понятна — огромные потери Украины из-за войны. До нее наша страна шла по пути сокращения долговой нагрузки: в 2021 году она сократилась с 61% до 49% ВВП.
В тоже время, экономисты отмечают, что внешняя помощь и поддержка Украины не обязательно может выражаться в прямом финансировании.
«Например, наши партнеры могут оплачивать своим концернам изготовление оружия и боеприпасов, а также проводить обучение военнослужащих и оплачивать услуги иностранных ЧВК. Но, думаю, что такая помощь вряд ли отразится в украинской официальной статистике», — пояснил «Минфину» директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.
Прогнозируемый сейчас рост госдолга до 100% ВВП — серьезный уровень. Оптимальным, согласно классической экономической теории, считается значение до 60% ВВП. Хотя есть страны с развитой экономикой, которые сильно превышают это значение, и самый яркий пример здесь — Япония. У нее госдолг давно перевалил за 200% ВВП и вышел в этом году на новый рекорд — $9,298 трлн (1,26 квадриллиона иен). Однако, эксперты считают, что страна Восходящего солнца не сильно страдает от долговой нагрузки и та не угнетает ее экономику.
«Для Японии процентные ставки по долгу остаются практически нулевыми, соответственно, бюджет страны способен без проблем покрывать такие процентные расходы. В украинской реальности размер процентных платежей по госдолгу является очень существенным для бюджета», — объяснил Дмитрий Чурин.
Сколько сейчас платит по долгам Украина
Именно из-за дорогих заимствований и крупных выплат кредиторам в 2022 году Минфин провел в августе реструктуризацию долга по еврооблигациям Украины до 2024 года. Таким образом было сэкономлено порядка $6 млрд.
«Удивлен, что с реструктуризацией тянули так долго. Ведь, по данным Минфина, с начала 2022 года было выплачено процентов по госдолгу (внутренний и внешний) более чем на 103 млрд грн в эквиваленте», — обратил внимание Виктор Шулик. Правда, попавшие под реструктуризацию бумаги — это всего 21% от общего государственного и гарантированного государством долга.
«О других существенных сделках с долгом не сообщалось. Соответственно, весь долг обслуживается с учетом такой отсрочки, то есть выплаты по еврооблигациям не осуществляются на оговоренный с инвесторами период, а остальные долги обслуживаются и погашаются своевременно», — рассказал «Минфину» старший финансовый аналитик группы ICU Тарас Котович.
До отодвигания выплат по еврооблигациям наша страна успела отдать кредиторам свыше $10 млрд — это примерно столько же, сколько Кабмин смог получить в виде новых кредитов (без учета грантов). Если бы с держателями бондов договорились раньше, то смогли бы сэкономить больше.
Если власти не договорятся о новых поблажках, то заплатят по долгам до конца 2022 года (октябрь-декабрь) эквивалент 194,5 млрд грн. Большая часть средств уйдет по внутреннему долгу, что подтверждается данными Министерства финансов:
- по внутреннему — 169,21 млрд грн;
- по внешнему — 25,30 млрд грн.
Конечно, правительство постарается перекрыть выплаты по внутреннему долгу за счет новых размещений внутренних военных облигаций. Однако, вряд ли стоит ожидать серьезных объемов привлеченных средств. Поскольку власти наотрез отказываются повышать ставки по своим гривневым гособлигациям более чем до 16% годовых. На таких уровнях их бумаги не пользуются сколько-нибудь значительным спросом.
Нацбанк на днях отчитался, что с 24 февраля по 17 октября Минфину пришлось погасить своих ОВГЗ на 164,2 млрд грн, $1,7 млрд и €168 млн, в то время как новых облигаций на открытых аукционах он смог разместить на заметно меньшие суммы — 100,2 млрд грн, $1,07 млрд и €468,4 млн.
Почему растет стоимость обслуживания долга
Главным источником средств для выплаты по старым выпускам ОВГЗ и внешним долгам останутся покупки Нацбанком гособлигаций под плавающую учетную ставку (floaters) — в среднем на 30 млрд грн/месяц и новые внешние заимствования, которые выше спрогнозировал Сергей Марченко.
Читайте также: Как купить ОВГЗ в «Дії»: «Минфин» лично проверил, как работает новый сервис
Без новых крупных долгов не прожить. Их считают вынужденной мерой в условиях стабильно высокого дефицита госбюджета, который Украина не способна самостоятельно перекрывать в военное время.
Главный минус новых заимствований — их стоимость. Например, средняя ставка по гривневым гособлигациям, выкупаемым Нацбанком (floaters), достигает 23,5%, а стоимость внешних займов в долларе и евро растет по мере поднятия ставок Федеральной резервной системы США (до 3−3,25%) и Европейского Центробанка (до 0,75−1,5%).
Хотя по большинству внешних госкредитов процентные ставки были зафиксированы и меняться не должны — по 66,67% госдолга и еще 13,95% долгов, привязанных к ставкам МВФ. Однако, 10,67% задолженности оформлялось под ставку LIBOR, которая существенно поднялась, что видно из отчета Министерства финансов.
Долларовый LIBOR на 12 месяцев с 24 февраля поднялся в четыре раза — с 1,29% до 5,28% годовых. А ставка EURIBOR в евро выросла с -0,32 до 2,68%.
Процентные ставки по новым внешним кредитам для Украины властями не озвучиваются. А до войны самыми дешевыми считались займы от правительства США (или облигации под его гарантии) и от МВФ, где ставки держались в среднем около 1,5−2% годовых. Потому наибольшие надежды власти возлагают на новую кредитную программу от Международного валютного фонда на крупную сумму.
«Успехом для страны будет, если удастся получить новую масштабную программу сотрудничества с МВФ, размер которой может составить до 20 млрд долларов», — считает Дмитрий Чурин.
Плюсом новых долгов аналитики считают их сроки, пускай даже при высокой цене: чем сильнее власти смогут отодвинуть время выплат — тем лучше.
«К примеру, облигации, которые выкупал Нацбанк в этом году (это где-то 10% госдолга), будут гаситься через 11−30 лет. Это существенно отличается от того, как Минфин раньше привлекал: большинство внутренних облигаций гасились за 1−2 года. Поэтому сам факт роста госдолга не будет для нас проблемой, если этот долг мы будем гасить за 5−20 лет», — заверил «Минфин» руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
Средний срок погашения внешнего госдолга Украины на текущий момент составляет около 8 лет.
Новые реструктуризации и безвозвратные средства
Эксперты не исключают новых реструктуризаций внешнего долга и продления его на более продолжительное время, но уже после окончания войны. Что, по прогнозу Главного управления разведки Минобороны Украины, может произойти до лета 2023 года.
«Очень возможно, что после победы в войне Украина может как раз и рассматривать вопросы реструктуризации долгов, особенно внешнего коммерческого долга, уже с учетом актуального состояния экономики и перспектив ее восстановления», — полагает Дмитрий Чурин.
Экономисты считают, что после нашей победы и начала восстановления Украины, властям будет проще найти общий язык с кредиторами и получить отсрочку. Особенно после начала международных судов и взысканий ущерба со страны-агрессора.
Не исключается также, что наш Минфин после завершения войны запросит у МВФ безвозвратную помощь, вроде тех $2,7 млрд, которые Украина получила от фонда для борьбы с последствиями пандемии COVID-19 в сентябре 2021 года. А также подключиться к проектам глобальных фондов, занимающихся восстановлением.
«Может запросить, но это сложнее, чем было при COVID-19, когда ситуация была „одна для всех“. Думаю, на этапе восстановления будут актуальны несколько иные инструменты — специализированные „рекавери фонды“ под администрированием ПРООН (Программа развития ООН) или специализированных международных банков. Пока тут есть пробуксовка, так как нельзя ни ущерб просчитать точно, ни риски, ни соответственно — наши потребности», — сказал Виктор Шулик.
На переговорный процесс и подключение Украины к новым международным проектам может уйти не менее 4−6 месяцев после победы.