►Подписывайтесь на «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах

Ухудшение настроений

Однако результаты этого года ожидаемо демонстрируют ухудшение настроений и прогнозов топ-менеджеров. Для сравнения, в прошлом году положительные прогнозы делали 83% СЭО.

В то же время 28% директоров рассчитывают в 2023 году удержать бизнес-показатели на нынешнем уровне, а 25% ожидают ухудшения положения дел у их бизнеса (в прошлом году таких было только 2%).

Большинство компаний рассчитывают в следующем году на положительный финансовый результат. Так, 58% респондентов ожидают роста доходов в гривне и 43% — в натуральном выражении.

При этом 31% рассчитывает на рост доходов в гривне до 10%. Падение доходов в гривне прогнозируют 31% директоров, в натуральном выражении — 36%.

Курс доллара

При планировании бюджетов на 2023 год руководители компаний закладывают стоимость валюты в среднем на уровне 43 грн/$. Напомним, последние два года прогнозы по курсу гривны оставались постоянными на уровне 29 грн/$.

Новые кадры

Только 1 из 5 СЭО планирует нанимать новых людей в следующем году. В то время как большинство директоров, а именно 53% утверждают о планах удержать команду без изменений, остальные 28% будут вынуждены прибегать к сокращению штата. При этом в прошлом году более половины компаний планировали расширение штата.

Заработная плата

Только 1% компаний планируют сокращение заработных плат в 2023 году, еще 26% оставят их на текущем уровне.

В то же время 73% запланировали повышение заработной платы для сотрудников, из них 40% будут повышать плату на уровне от 10% до 20%. Для сравнения, все респонденты опроса прошлого года планировали повышение заработных плат своим сотрудникам.

Инвестиции

По сравнению с прошлым годом на треть уменьшилось количество предпринимателей, планирующих внедрение новых инвестиционных проектов, сообщили только 19% компаний. Средняя стоимость запланированных проектов составляет около 3 млн. долларов.

Количество компаний, планирующих инвестиции в социальные инициативы, выросло — таких сейчас 60%. В среднем бизнес готов направлять на социальные проекты около 8% доходов, что значительно превышает прошлый показатель до 3% дохода компании.