Унифицированные ставки
Акцизы отменили в марте на фоне рекордного подорожания нефти до $140/баррель, что было вызвано войной в Украине. Это позволило заморозить ценники на АЗС и поддержать внутреннего потребителя.
В августе цена упала почти до $90 за баррель, а ситуация с государственными финансами критически ухудшилась. Правительство решило хотя бы частично вернуть акцизы, не трогая НДС, который в том же марте был снижен с 20% до 7%.
Неординарным шагом стало предложение унифицировать акцизы, то есть сделать налог на все марки моторных топлив одинаковым — 100 евро, или почти 4 грн/л. Эта ставка гораздо меньше, чем в европейских странах, где акцизы составляют 1 евро/л.
Именно унификация акцизов вызывает больше споров и вопросов. Всегда эти ставки были дифференцированы, например, до отмены составляли: бензин — 213 евро за 1 000 л, дизтопливо — 139,5 евро, сжиженный газ — 52 евро.
На самом деле, обсуждение этой темы продолжается в профессиональных кругах уже несколько лет. Ранее за унификацию или хотя бы сближения налогов на автогаз и бензин выступали отечественные нефтеперерабатывающие заводы. Они производили преимущественно бензин, который не пользовался спросом из-за популярности сжиженного газа, куда, как в офшор, начали переходить автовладельцы, экономя за счет льготного налога существенные средства.
К примеру, мой знакомый за счет установки на свой Lexus 570 газобаллонной установки и перехода с бензина на сжиженный газ сэкономил за месяц более 8 тыс. грн. Но есть и другая сторона: из использованных 1000 л бензина на 5000 км он платил бы 213 евро акциза, тогда как даже из большего количества литров сжиженного газа — 50 евро.
Согласитесь, хорошая дотация от страны для социально незащищенных слоев населения? Именно такая математика привела Украину во главу угла по миру по показателю использования сжиженного газа на транспорте в корзине моторных топлив — 30%. По объемам страна вошла в пятерку крупнейших потребителей планеты. Это все произошло за 10 лет.
Читайте также: Цены на нефть выросли накануне встречи ОПЕК+
Действительно ли газ «социальный»
Кроме растущих потерь бюджета, проблема была также в том, что в большинстве своем огромные объемы LPG импортировались из РФ и Беларуси. Расчеты показывали, что импортируемый газ можно было в большинстве своем заменить бензином отечественного производства из нероссийской нефти, одновременно загрузив наши НПЗ, порты и нефтетранспортную систему.
Но на пути прагматических подходов к весьма понятному вопросу был популизм. Помните сериал с подавлением евроблях? С газом тоже самое. Социальное, альтернативное, вспомогательное топливо. Унифицированные акцизы убьют его!
А если без эмоций? Пропан-бутан, как бензин и ДП производится из нефти, путем примитивной переработки. Какое альтернативное топливо? Есть несколько лучше, чем у бензина, экологические показатели, но розами его выбросы точно не пахнут. Учитывая, что большая часть машин «на газе» была оборудована «в гаражах» и часто не придерживается регламентного обслуживания, в нашем случае их экологичность вообще под большим вопросом.
Если у вас есть машина, вам даже государственную субсидию не дадут, какое социальное топливо? (Особенно для владельцев «лехусов» и «крузаков», часто встречающихся возле газовых колонок на АЗС).
Читайте также: Европа запасается газом: кризис отменяется
Также сформировалось мнение, что бензин используют исключительно богачи, которые могут нести в четыре раза большее налоговое бремя, чем те, кто решил воспользоваться «акцизной» лазейкой. Таких в народе называют «лохами».
Тем не менее, правительственные и парламентские популисты всегда боялись трогать «социальное» горючее.
Как изменятся цены из-за акциза
Война покрыла новой реальностью. Ракеты разбили наши нефтеперерабатывающие заводы, производства (по крайней мере, легального) в стране не осталось. Случилось чудо: правительство ввело унифицированные акцизы. Правда, это было достигнуто другим способом — все налоги обнулили. Необычная, но по факту тоже унификация, просто ставка 0.
Как думаете, сжиженный газ умер? Вроде нет, есть на каждой заправочной станции. А теперь смотрим на цифры: если 23 февраля соотношение цен в розничной торговле составило 53% (18,84 грн за литр газа против 35,48 грн за литр бензина), то на 25 августа — 52,6% (26,22 против 49 ,86 грн/л).
Как говорится, слухи о смерти сжиженного газа оказались несколько преувеличенными. Газ не просто не умер, он сохранил все свои преимущества для потребителя. А что изменится, если на «газовую» и «бензиновую» чашу весов положить по 4 грн/л акциза? Верно, ничего. Даже если на «бензиновую» ничего не класть, эффективность газа сохранится с большим запасом. Но ведь социальное топливо… Есть ощущение, что парламентский популизм победит и в этот раз.
Читайте также: Налоговая реформа «10−10−10»: офшор для крупного бизнеса или конец эпохи коррупционеров
Почему мне нравится унификация налогов? Потому что это справедливо, когда все платят одинаково. Многие проблемы нашего общества возникают именно из-за неравенства, а, соответственно, несправедливости. Кто-то платит налоги, а кто-то — нет. Кто-то покупает машину на бензине последнего еврокласса со всеми налогами, а кто-то привез без налогов старую евробляху, поставил на нее газ и снова имеет самую низкую налоговую нагрузку. Фактически, водитель автомобиля на бензине построит 4 км дорог или оплатит 4 бронежилета, а водитель машины на газе — один километр или один бронежилет. Разве так должно быть?