Текст, что вы прочтете ниже, является апробацией новых ставок налогов к бюджетных доходам и расходам военного 2022 года. Остается лишь бесконечно сожалеть о том, что она не стартовала
Почему нужны радикальные изменения
Наряду с этим, в обществе и на публичных обсуждениях страны идет оживленная дискуссия о невозможности применения текущей налоговой системы для поддержания оптимального функционирования экономики в условиях войны и закладки основ для будущего восстановления экономики в послевоенный период.
В глобальном виде страна столкнулась с рядом системных проблем, игнорирование которых приведет к еще более глубокому падению:
- сокращение поступлений в государственный бюджет в условиях значительного увеличения расходов на оборону. Как результат — критическое увеличение дефицита государственного бюджета без возможности его финансирования из внутренних источников;
- медленные темпы роста экономики, по сравнению с ближайшими странами- соседями;
- низкий уровень инвестиций (менее 10% ВВП), проигрыш в конкуренции за инвестиционный капитал;
- неконкурентная налоговая система с учетом сильной бюрократической составляющей. Соседние страны предоставляют лучшие условия для бизнеса в целом, что часто отражается в даже больших налогах, но гораздо лучшем отношении налоговой, принцип действия которой направлен на обеспечение бесперебойной работы именно бизнеса;
- высокая стоимость денег на внутреннем рынке из-за отсутствия развитой системы разнообразных инвестиционных институтов для населения (кроме банков);
- наличие значительной составляющей серого рынка (около 40−45% ВВП), массовое уклонение от уплаты налогов, коррупция в налоговой сфере.
В то же время, накопившиеся проблемы нынешней системы налогообложения еще больше обострились после начала войны, в то время как налоговики отказываются идти навстречу бизнесу и продолжают «фискальный террор» с целью декларирования эффективности.
В то же время, такая стратегия налоговой имеет исключительно краткосрочный эффект краткосрочного увеличения поступлений, в то время когда бизнес продолжает закрываться, переходить в тень или мигрировать из страны.
Читайте также: Украине рекомендуют повышать налоги: почему это плохая идея
Что предлагает новая модель налоговой системы
В результате, ситуацию можно изменить только при условии системного изменения всей системы, особенно в текущих условиях войны, когда любые радикальные изменения намного лучше имплементируют с минимальным шоком для экономики и государственного бюджета.
Соответственно, предложение представителей либерального крыла общества состоит в следующем:
- сокращение налогообложения труда, базового потребления и инвестиций;
- увеличение налогообложения экологического загрязнения, добычи полезных ископаемых и потребления сигарет, алкоголя, нефтепродуктов;
- минимизация дискреции, в том числе за счет замены НП (налог на прибыль) на НнВК (налог на выведенный капитал);
- внедрение набора инструментов для перехода на cashless экономику;
- переход к модели налогообложения «10−10−10−3».
Читайте также: У нас недостаточно облагаются налогами табак, алкоголь и нефтепродукты
Расчеты для бюджета
Далее, экстраполировав предложенные изменения на весь 2022 год, а именно в случае начала работы новой налоговой системы с 1 января 2022 года с учетом войны в бюджет поступило бы около 920 млрд грн или всего на 300 млрд грн меньше, по сравнению с текущей налоговой системой.
Наряду с этим, из-за значительного сокращения прямых налогов государству удалось бы сократить расходную часть на 350 млрд грн, по сравнению с текущей оценкой, из-за сокращения расходов в бюджетном секторе и на государственных предприятиях. В результате расходная часть составляла бы около 2000 млрд грн.
В результате, номинальный фискальный разрыв бюджета составил бы 1078 млрд грн.
С учетом дефицита ПФУ + необходимости погашения госдолга, общая сумма необходимых средств для привлечения составила бы 1967 млрд грн (в эквиваленте $55 млрд), что по факту лишь на 10−15% больше, чем при текущей налоговой системе.
Читайте также: Бюджет июля перевыполнен на 50%: откуда взялись деньги и что будет дальше
Мобилизация многочисленных компенсаторов
В то же время, отметим, что после запуска реформы в экономике произойдет мобилизация многочисленных компенсаторов, что позволит значительно уменьшить фискальный разрыв между текущей системой налогообложения и предложенными изменениями.
В результате, за счет указанных компенсаторов бюджет сможет дополнительно получить около 186 млрд грн, что позволит сократить общий фискальный разрыв бюджета до 1782 млрд грн, или 35−36% ВВП.
В итоге, сравнивая полученные результаты по двум сценариям, имеем, что в случае запуска налоговой реформы с начала 2022 года государству для покрытия всех расходов (госрасходы + дефицит ПФУ + погашение госдолга) необходимо было бы привлечь всего на 50−60 млрд грн больше, чем при текущей налоговой системе.
В то же время, заметим, что при сохранении текущей налоговой практики бизнес все больше будет переходить в тень или выезжать из страны. Как результат — в среднесрочной перспективе нескольких лет общая налоговая база страны будет сжиматься, уровень жизни населения падать, а экономика перейдет к затяжной стагнации.
В то же время, при условии запуска реформы произойдет критическое улучшение налогового климата в стране, что будет способствовать активизации деловой активности, увеличению капитальных инвестиций и в стратегической перспективе — значительное увеличение налоговых поступлений с возможностью достижения профицита бюджета.
Также появятся предпосылки для заключения нового общественного договора государства и бизнеса о полностью прозрачной уплате налогов со значительно урезанным бюрократическим механизмом администрирования и проверок.
1,73 трлн грн — «дыра» в бюджете на конец года
На текущий момент финансирование дефицита государственного бюджета почти выровнялась к пропорции 50/50 относительно внешних и внутренних источников.
В то же время, анализируя динамику первого полугодия, видим, что из-за опоздания средств внешнего финансирования от наших западных партнеров, начиная с марта по июнь, НБУ должен был выкупить ОВГЗ на сумму 220 млрд грн, тем самым применив канал прямой эмиссии.
В то же время, исходя из данных за июль и первую декаду августа, процесс эмиссии почти прекратился, что указывает на начало работы значительного количества программ внешнего финансирования, анонсированных ранее.
Бюджет военного 2022 года показал рекордный рост государственных затрат. Совокупные расходы всех бюджетов: государственного, местных бюджетов, Пенсионного фонда и бюджета обороны составят 73% ВВП Украины.
Всех доходов, при существующей налоговой системе, государство соберет в этом году 1,9 трлн, или 38,6% ВВП.
И 1,73 трлн грн Украине придется привлечь из внешних и внутренних источников для покрытия в этом году фискального разрыва в размере 35% ВВП.