Забытый законопроект

Законопроект № 3663 о внесении изменений в закон «Об общеобязательном государственном социальном страховании» в первом чтении был принят еще 18 ноября 2021 года. Его автор — регионал со стажем Михаил Папиев.

Тогда практически все соприкасающиеся государственные учреждения либо не поддержали его, либо поддержали частично с многочисленными замечаниями.

Поскольку для исправления ошибок пришлось бы изменять ряд законов — документ оставили «на потом». Возможно, он бы до сих пор пылился в архивах Верховной Рады, если бы не глава комитета соцполитики Галина Третьякова. Она вытащила его из-под полы и сейчас пытается реанимировать любым способом.

Официальная мотивация — система социального страхования столкнулась с дефицитом средств. А что на самом деле?

Деньги Пенсионного фонда и Фонда социального страхования не принадлежат государству

С какой стати государство должно ими единолично распоряжаться? Это деньги людей. Наши с вами деньги.

Весь объем уплаченного с зарплат наемных работников и физических лиц-предпринимателей единого взноса распределяется между Фондом социального страхования Украины, Пенсионным фондом и Фондом соцстрахования на случай безработицы, в соответствии с определенными правительством пропорциями.

Из Пенсионного фонда эти деньги уходят на пенсию, а из Соцстраха — на совсем другие очень конкретные цели — больничные, декретные и т. п.

Все годы своего существования Фонд социального страхования был бездефицитным. Более того, его несколько раз «щипали», снижая долю в пользу Пенсионного фонда, который постоянно дотировался из государственного бюджета.

Недальновидные управленческие решения, как, например, снижение в два раза ЕСВ от Яценюка, долговременные локдауны во время пандемии, не простимулировали увеличение наполнения целевых страховых фондов.

Напротив, поставили под опасность баланс социальной системы. Следовательно, пришлось значительно срезать расходы на профилактику несчастных случаев на производстве. А некоторые статьи вообще ликвидировать, в частности, санаторно-курортное оздоровление.

Если объединить эти две структуры — черная дыра Пенсионного Фонда полностью поглотит Соцстрах вместе с его ресурсом. И соответственно, все деньги пойдут на выплату пенсий, чтобы разгрузить бюджет. О декретных, отпускных, санаторно-курортных реабилитациях — можете забыть.

Читайте также: Банкиры, эйчары и риелторы: кому еще в июле снизили зарплаты

Систему соцстрахования собираются передать в частные руки

В январе 2020 года Третьякова заявила, что стоит «планировать процент от заработной платы, чтобы обеспечить риски временной/постоянной потери трудоспособности на следующий год… но эта задача — только первый шаг для того, чтобы мы перешли к частному страхованию и пригласили после такого учета и такой отчетности к страхованию рисков временной/ постоянной потери трудоспособности частных страховщиков».

По прошествии времени идеология неизменна — полностью передать систему социального страхования Украины в частные страховые компании.

Вот цитата госпожи Третьяковой с заседания Комитета ВРУ по вопросам социальной политики уже в июле 2022 года:

«Работодатель может закупать свое покрытие, свою ответственность перед работником либо у государства, либо в частном секторе. Но частный сектор даст реальную честную цену такого страхования», — сказала она.

Что это, если не лоббирование частного страхования?

Зачем Офис Президента сменил министра соцполитики

18 июля Верховная Рада поддержала заявление об увольнении министра социальной политики Марины Лазебной. И сразу после этого, министерство кардинально изменило свою позицию по поводу упомянутого законопроекта — теперь у него никаких замечаний нет.

До отставки Лазебной Министерство социальной политики не поддерживало документ.

Команда министерства на попытки навязать проведение реорганизации и слияния двух фондов отвечала возражениям, учитывая нереальность и нецелесообразность этого слияния даже в мирные времена. А особенно — «масштабная реорганизация во время войны невозможна».

Убеждали, что исчезнут выплаты пострадавшим на производстве, а также другие возмещения и гарантии. А еще отмечалось, что многие пункты не соответствуют нормам действующего законодательства. Впрочем, теперь нового министра соцполитики Оксану Жолнович все устраивает.

Похожая история и с Пенсионным фондом. Учитывая молниеносные кадровые изменения в Минсоцполитики, руководство Пенсионного фонда также совершило разворот на 360 градусов.

В июне 2020 года Пенсионный фонд отверг идею объединения, отметив, что это не согласовывается с законодательством из-за разных функций фондов. А уже в июле 2022 года Пенсионный фонд сообщает об отсутствии замечаний к законопроекту.

Читайте также: Как получить помощь от международных организаций: все, что нужно об этом знать

Действительно ли это европейская практика

Законопроект № 3663 нарушает нормы конвенции Международной организации труда. И противоречит опыту социального страхования в европейских странах.

К примеру, во Франции работает четыре социальных фонда. В Польше — так же. И никто ни с чем их не объединяет.

Как же европейские ценности и опыт, к которым нас так призывают народные депутаты.
На словах Верховная Рада хочет, чтобы у нас были демократические права, как у граждан ЕС, а на деле — копирует законодательство страны-агрессора. Судите сами.

В июле этого года госдума России приняла аналогичный Папиевско-Третьяковскому законопроект. Что интересно — оба документа вступают в силу с «1 января 2023 года». Совпадение?

Так в какое «светлое будущее» ведут нас депутаты во главе с госпожой Третьяковой — в цивилизованное европейское общество, где права человека на первом месте, или обратно в тоталитарные дикие времена Российской империи, где культивируется бесправный рабский труд?

Социальные реформы — тема очень щепетильная. Они должны быть системными и направлены, прежде всего, на облегчение жизни простого гражданина, особенно в условиях войны и экономических проблем.