Состояние и главные потребности малого и среднего бизнеса
Война оказала большое влияние на доходы малого и среднего бизнеса. 79% опрошенных констатируют уменьшение объема бизнеса, причем для половины предпринимателей такое сокращение достигает от 50% до 99%. В то же время, каждому пятому предпринимателю удалось сохранить (19%) или даже увеличить (2%) объемы бизнеса по сравнению с довоенным периодом.
Адаптируясь к новой реальности, каждый второй предприниматель (50%) вынужден был трансформировать свою бизнес-деятельность. Чаще всего эти изменения касались переориентации бизнеса на оборонные нужды страны (17%), перехода в другую сферу бизнеса (16%) или переноса производственных мощностей в другие регионы Украины или за рубеж (13%).
Для возобновления бизнеса потребуется время и поддержка. В зависимости от долгосрочной ситуации в Украине, 41% опрошенных прогнозируют возврат к довоенным показателям в течение года, 30% считают, что для этого понадобится от одного до двух лет, а 23% ожидают, что смогут полностью восстановиться не раньше, чем через два-три года. Среди главных потребностей активного бизнеса — новые заказы и рынки сбыта (56%), средства на развитие (33%) и помощь с логистикой (23%).
Впрочем, несмотря на уменьшение уровня доходов и сложности, с которым сталкивается малый и средний бизнес, украинские предприниматели активно донатят деньги на благотворительность и поддерживают волонтерские инициативы — об этом заявляют 74% опрошенных.
Диджитализация и безналичные оплаты
Активная диджитализация характерна для большинства представителей малого и среднего бизнеса в Украине. Так, 70% предпринимателей отмечают, что используют цифровые каналы продаж, среди которых наиболее популярны социальные сети (40%) и собственный сайт (33%). По оценке 39% опрошенных работающих предпринимателей именно цифровые каналы приносят их бизнесу более половины всех заказов.
«В последние годы мы видели, как цифровая трансформация помогает украинским предпринимателям развиваться, а сегодня диджитализация приобрела особое значение. Украинский малый и средний бизнес видит в этом важное условие своего восстановления и роста, и с позитивом смотрит в будущее. Уже две трети украинского малого и среднего бизнеса используют цифровые каналы, поэтому потенциал и необходимость дальнейшей диджитализации очевидны. Она играет важную роль в помощи украинским предпринимателям, и мы со своей стороны будем и дальше использовать свои технологии, инновации и экспертизу, чтобы помогать украинским бизнесам расти», — отметила Инга Андреева, генеральный директор Mastercard в Украине и Молдове.
Количество бизнесов, принимающих оплату за товары или услуги, в безналичной форме растет. Да, с началом войны 8% предпринимателей впервые начали принимать безналичные оплаты. В целом, согласно результатам исследования, сегодня 87% действующего бизнеса принимают оплату в безналичной форме — через POS-терминал, на банковский счет или посредством цифровых сервисов. При этом треть предпринимателей утверждают, что на безналичность приходится подавляющее большинство оплат (90−100%).
Украинские предприниматели проявляют заинтересованность и к новейшим платежным технологиям. Так, по результатам исследования каждый десятый принимает оплаты за товары и услуги криптовалютой, а 24% бизнесов рассматривают такую возможность в будущем.
Многие годы Mastercard активно поддерживает украинский малый и средний бизнес, запуская специальные финансовые продукты, услуги и инициативы, направленные на расширение возможностей МПБ благодаря использованию современных платежных технологий. С начала полномасштабного вторжения по дополнительной поддержке бизнесов Mastercard временно отменила комиссию интерчейндж для безналичных расчетов в Украине. Кроме того, в этом году Mastercard в партнерстве с Министерством цифровой трансформации Украины открыли консультационный центр Деяние. Бизнес для украинских МПБ в Варшаве, чтобы помочь оказавшимся за рубежом предпринимателям.
Mastercard также объявила о запуске новой инициативы в рамках программы Start Path, разработанной специально для украинских финтех-компаний и предпринимателей, что позволит стартапам ускорить свое развитие и будет способствовать восстановлению экономики страны. Для дополнительной поддержки украинцам, и в частности, развития программ для малого бизнеса, компания выделила 3 миллиона долларов США через Mastercard Impact Fund.