Сейчас за границей все еще находятся около 5,6 млн наших беженцев. Половина из них — экономически неактивны: дети до 18 лет, мужчины и женщины старше 65 лет. Но около 2,8 млн могут работать. По разным оценкам, работу нашли пока только 25−30% всех официально зарегистрированных беженцев, то есть около 700−840 тыс. В основном они пополнили рынки труда Польши и Германии — именно там большинство украинцев оформили временную защиту.
На третьем месте по количеству выездов и оформлений статуса — Румыния, Молдова и Словакия. Если посмотреть на соседние страны, в которые также выезжали украинцы, меньше наших земляков подали заявления о временной защите в Чехии и Венгрии.
Читайте также: Денежные переводы в Украину вернулись на довоенный уровень: кто шлет валюту в страну
Часть украинских беженцев продолжают работать дистанционно на украинские компании или оформлены как ФОП. Вскоре каждый, кто находится за границей и работает, должен будет выбрать, где платить налоги.
Позиция принимающих стран
У стран, которые приняли наших беженцев, своя логика. Они считают, что человек должен платить налоги там, где постоянно живет и получает доход. При помощи ряда критериев они определяют, подпадает ли человек под статус налогового резидента или нет.
По словам Татьяны Ященко, партнера EXPATPRO, есть три основных критерия налогового резидентства.
Первый — наличие постоянного жилья. Но есть нюансы. Если у человека есть жилье, скажем, и в Украине, и в Чехии, то он будет считаться резидентом той страны, с которой у него более тесные личные и экономические связи. То есть там, где находится центр его жизненных интересов.
«Может случиться так, что определить центр жизненных интересов невозможно, — говорит Татьяна. Тогда применяют следующий критерий — место обычного проживания». Если вы большую часть времени проживаете в Украине, вы останетесь ее налоговым резидентом.
«Если ни первый, ни второй критерии не сработали, — объясняет далее Татьяна, — применяют третий критерий — гражданство. В этом случае налоговое резидентство будет совпадать со страной гражданства человека».
«На самом деле, второй критерий является основным», — считает Владимир Мисечко, адвокат и управляющий партнер адвокатского объединения «Мисечко и Партнеры».
«На практике основным признаком резидентства является фактор 183 дней. То есть физическое лицо считается резидентом той страны, где оно провело более 183 дней на законных основаниях», — уточняет Владимир.
Правда, в других странах могут быть отличия в законодательстве. Так, для получения налогового резидентства в Швейцарии нужно всего 90 дней, а в Германии можно стать немецким налоговым резидентом уже на второй месяц пребывания в стране.
Позиция Украины
Отечественное законодательство считает, что оказавшиеся за рубежом украинцы являются налоговыми резидентами Украины, а, значит, должны платить налоги здесь.
Со странами, где сейчас пребывает большинство наших беженцев, Украина имеет двусторонние договоры — Конвенции о предотвращении двойного налогообложения. Подписывались они именно для того, чтобы люди, живущие на две страны, не платили налоги с получаемых доходов дважды.
Проще говоря, если вы уплатили налог в Польше, то в Украине вам его должны засчитать, и наоборот. На самом же деле, налоговые системы в разных странах отличаются: видов налогов много и часто они не являются идентичными, а значит, общей сравнительной базы не существует.
Сейчас украинцы, которые устроились на работу в местные компании, не платят налоги самостоятельно, за них это делает налоговый агент — их работодатель. Он удерживает налоги с их зарплаты. Эта группа меньше всего беспокоится о налоговом резидентстве.
Но если эти украинцы захотят оставить работу по найму и открыть собственный бизнес, они с удивлением узнают, что уже автоматически стали налоговыми резидентами страны пребывания, при том, что украинское законодательство ждет от них подачи декларации и уплаты налогов именно в Украине.
Гораздо больше проблем ожидает тех, кто выехал за границу, но продолжает работать удаленно на украинские компании. Суть проблемы в начале июля озвучила Европейская бизнес ассоциация. В ЕБА говорят, что для украинских работодателей есть риск двойной уплаты социальных взносов с зарплат работников.
«Отсутствуют процедуры освобождения от уплаты социальных взносов в принимающих странах, где возникает обязанность по уплате таких взносов. Кроме того, с большим количеством стран у Украины нет соглашений о социальном обеспечении» — говорят в ЕБА. Из-за этого, считают в ЕБА, многие украинцы могут потерять работу, поскольку украинские компании не смогут проводить оплату их налогов в Украине, и будут получать штрафы.
Есть еще одна группа — финансово состоятельные украинцы. Именно за их доходы будут соревноваться Украина и Европа, считает Татьяна Кузьмич, адвокат, налоговый советник и Партнер KAC Group.
«Это не всегда именно граждане, а часто лица, преимущественно проживавшие в Украине. Они связаны с Украиной тесными экономическими связями — у них есть бизнес, недвижимость, другие генерирующие доход активы. Или их родственники в основном жили в Украине», — объясняет Татьяна.
У таких людей часто были международные компании, которые держали на себе годами, а иногда и десятилетиями, нераспределенную прибыль. Именно к ним применялось словосочетание «налоговая амнистия». Это означало, что до 1 мая 2022 года они должны были легализовать свои доходы на условиях льготных налоговых ставок. Из-за войны этот срок продлили до 20 июля этого года.
По словам Татьяны Кузьмич, процессы ликвидации иностранных компаний с передачей доходов бенефициару должны были закончиться в 2021 году, но по разным причинам пришлись у некоторых бенефициаров и на 2022 год. А это означает необходимость подачи деклараций в 2023 году по итогам получения таких существенных доходов в 2022.
Читайте также: В Украине продлят «налоговую амнистию» до 1 марта
«Думаю, именно с такими доходами будет много сложностей и неопределенности. Ведь, во-первых, речь идет о миллионах долларов. А это значит, что страны начнут соревноваться за средства богатых семей и сконцентрируют свое внимание именно на таких случаях», — говорит Татьяна Кузьмич.
Но сложнее всего разобраться с налогами будет ФОПам.
Что с ФОПами
«Большинство действующих соглашений об избежании двойного налогообложения между Украиной и другими государствами предусматривает, что физическое лицо должно платить налоги в той стране, где оно проживает более 183 дней. Следовательно, после полугодового срока украинские беженцы во многих странах должны получить статус местного налогового резидента. Они должны это сделать, даже если продолжают работать в украинских компаниях удаленно», — уверена Надежда Беженар, директор ООО «Аудиторская компания «Украинская консалтинговая группа» (UCG).
Она говорит, что с теми же вопросами столкнутся и ФОП, которые ведут предпринимательскую деятельность дистанционно, находясь за пределами Украины. Причем, это произойдет, даже если у них будет статус налогового резидента Украины.
Похоже, что украинская власть не была готова к такому развитию событий. Ведь о своем разговоре о налогообложении с главой Комитета Европарламента по вопросам занятости и социальных вопросов Драгошем Пислару министр социальной политики Марина Лазебная сообщила только в начале июля.
«Речь шла о том, чтобы налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и налоги от деятельности ФОП они могли продолжить уплачивать в бюджет Украины в соответствии с украинским законодательством, если основным центром их деловой активности остается Украина, даже по истечении 180 дней пребывания в странах ЕС», — сообщила тогда пресс-служба министерства. Через две недели после обсуждения налогового вопроса министр подала в отставку.
«Украина сделала недостаточно, с точки зрения сохранения налогового резидентства украинцев, временно уехавших за границу, и желающих продолжать платить налоги в Украине. В частности, эта проблема касается многих ФОП-айтишников. Более того, последние действия ГНС стимулируют не декларировать и не платить налоги в Украине.
Так, в одном из июльских разъяснений налоговая говорит, что если ФОП получает доходы на зарубежные счета в банке, то он должен перечислять их в Украину, а иначе они облагаются налогом не по ставке ФОП 5% или 2%, а по общей ставке для физического лица — 19,5% (НДФЛ и военный сбор)", — говорит партнер налоговой практики Crowe Mikhailenko Виталий Смердов.
Это будет означать, что доход ФОПа будет облагаться налогом как иностранный доход гражданина. «Такое письмо ГНС появилось недавно. Мы с такой позицией не согласны. Это не отвечает ни налоговому, ни валютному законодательству», — возмущается Виталий.
О других нюансах налогообложения ФОП за границей рассказывает Нина Матвиенко из KPMG в Германии. К примеру, если ФОП получает доход от иностранной компании на свой предпринимательский счет, открытый в Украине, но при этом находясь за границей. Чтобы иметь возможность тратить средства (в том числе и оплачивать налоги), согласно требованиям валютного законодательства Украины, такой ФОП должен их конвертировать в гривню.
Курс такой конвертации долгое время с начала войны был на 20−25% ниже рыночного. А тратить деньги со своего гривневого счета в стране пребывания ФОП должен уже по рыночному курсу.
Именно из-за желания не терять деньги из-за такой двойной конвертации, некоторые ФОП, которые вынужденно оказались за границей, открыли счета в иностранных банках или платежных системах.
«Эта ситуация сегодня создает риски как дополнительного налогообложения в Украине, так и аннулирования системы единого налога для таких ФОП. Кроме того, существует риск, что налоговый орган страны пребывания „заметит“ такие счета и постарается обложить налогом средства на них в стране пребывания ФОП», — говорит Нина.
Где лучше платить налоги
Первое, с чего нужно начать, — определиться, где вам выгоднее быть налоговым резидентом. «Это ответственность налогоплательщика — определить себя резидентом той или иной страны, и подать налоговую декларацию о доходах.
Вы должны определиться, где хотите платить налоги, и создать более тесные личные и экономические связи с той страной. Полезным будет собирать доказательную базу таких связей (счета за коммунальные платежи, наличие ФОП, офиса, прикрепление детей к учебному заведению
Ященко и Кузьмич считают, что украинцы должны это делать самостоятельно. Принцип добровольности декларирования годовых доходов субъектом заложен во всех налоговых системах. Гражданин по итогам года должен самостоятельно выбрать, где ему подать декларацию, и как и куда уплатить налоги. Включая те, которые образовались сверх уже уплаченных им в текущем периоде", — говорит Татьяна Кузьмич. «Только сам человек полноценно понимает, соответствует ли он критериям налогового резидентства», — говорит Ященко.
Надежда Беженар считает, что один из существующих на данный момент вариантов — рассмотреть для себя изменение налогового резидентства: сниматься с налогового резидентства Украины и регистрироваться резидентом той страны, где человек находится более 180−183 дней.
«Перестать быть налоговым резидентом Украины не так уж просто», — говорит Виталий Смердов. По его словам, даже если очень захотеть, и для этого распродать жилье, бизнес, сняться с регистрации и военного учета, все равно человек в глазах украинской налоговой службы останется налоговым резидентом Украины: отдельной и законодательно определенной процедуры лишения резидентства в Украине не существует.
«Если вы теряете [украинское] налоговое резидентство, то это не круто», — говорит Ольга Черевко. — Налоговые ставки в стране пребывания могут быть намного выше, чем в Украине, а также к вам будет применен налог на репатриацию в Украине".
«К примеру, ставка налога на доходы физлиц в Румынии составляет 10%, в Словакии — 19%, если этот доход не превышает 38,5 тыс. евро. Если он больше, то ставка увеличивается до 25%», — рассказывает Владимир Мисечко.
«На доходы частных лиц в Чехии действует прогрессивный налог. Если работник зарабатывает не более 67 тыс. евро в год, он платит 15% налога, если сумма дохода больше — налог составит 23%», — говорит Татьяна Ященко.
«В Португалии, — рассказывает Ольга Черевко, — при доходе от 80 тыс. евро будет применяться ставка налога в 48%. Это стандартная сумма заработка для наших айтишников-ФОП», — говорит она. По ее словам, в Испании прогрессивная ставка составляет от 19% до 47%. В Польше же ставки налога варьируются от 17% до 32%, если доход составил более 120 тыс. злотых.
«Налог на доходы физлиц в Германии очень высокий, а правила персонального налогообложения отличаются от украинских. Базовые отличия — прогрессивная шкала налогообложения, разные группы физических лиц-плательщиков налогов, а также возможность уменьшить базу налогообложения путем учета позволенных законом расходов», — говорит Нина Матвиенко.
В Германии, приводит она пример, ФОП из Украины местные консультанты рекомендуют оформляться фрилансерами, а также советуют проверить необходимость регистрации плательщиками НДС.
Юристка говорит, что наиболее вероятно, каждая страна станет претендовать на признание переехавших украинцев своими налоговыми резидентами через 183 дня их пребывания. Исключение на сегодня день составляет Польша, которая выдала «оптимистическое» разъяснение о предоставлении временно перемещенным украинцам права выбора страны (Украина или Польша) для уплаты налогов.
Также о своей позиции по необложению определенных доходов украинцев заявила Ирландия. Относительно других стран прогнозы пока не столь оптимистичны.
Решаем проблемы самостоятельно: собираем папку
Все юристы, с которыми говорил «Минфин», соглашаются, что нюансов может быть много, и надо к этому быть готовыми. «Вопросы обычно возникают тогда, когда постоянное место жительства, место (источник) получения дохода и гражданство не совпадают», — говорит Татьяна Ященко.
Вопросы будут возникать у налоговой любой страны, и она пойдет по пути наименьшего сопротивления — применит наиболее количественно простой критерий —183 дня. Но есть же и другие критерии. Нина Матвиенко считает, что им нужно уделить особое внимание, если человек хочет доказать свой статус налогового резидента Украины.
Например, попытаться доказать в налоговой страны пребывания, что центр ваших жизненных интересов находится именно в Украине, или, что именно Украина является вашим постоянным местожительством. «В случае, если налоговая изъявит желание вас проверить, у вас должна быть собрана «папочка», — говорит Ольга Черевко.
Условная папка:
- Справка об уплате налогов в Украине
- Еще одна справка — сертификат налогового резидента (скоро ее можно будет получить в электронном виде)
- Не сниматься с места регистрации (поддерживаем постоянное место проживания в Украине)
- Не закрываем ФОП
- Не закрываем счета в украинских банках
- Оставляем детей прикрепленными к образовательным заведениям (можно запросить соответствующие справки)
- В придачу — и справку о применении соглашения об избежании двойного налогообложения
- Регулярно платим в Украине коммунальные платежи, сохраняем квитанции
- Некоторые юристы также советуют иметь справку о применении соглашения об избежании двойного налогообложения.
Эта приблизительная папка, по мнению Нины Матвиенко, поможет «лавировать» и предоставить доказательства в пользу вашего статуса как налогового резидента Украины. По ее мнению, в пользу сохранения резидентства также может сыграть и особый статус «временного убежища», получаемого украинцами именно из-за войны.
В международном праве, по словам Матвиенко, есть кейсы, когда налоговый орган з целью определени страны налогового резидентства, оценивал именно наличие намерения лица вернуться в страну своего обычного проживания.
Статус «временной защиты», а не, например, свидетельства на постоянное проживание, как раз и может свидетельствовать, что у украинцев есть намерения вернуться в Украину. А значит — временно пеемещенные украинцы должны оставаться налоговыми резидентами Украины, по крайней мере в 2022 году.
Существуют также и кейсы, касающиеся критерия 183 дней. OECD еще в 2020 году разработала рекомендации, объяснявшие казус 183 дней. Тогда организация говорила, что карантинные меры в условиях пандемии не влияют на налоговое резидентство физических лиц. А уже в июне этого года OECD говорила, что планирует вернуться к обсуждению этого вопроса, правда, не из-за российско-украинской войны, а из-за повышения мобильности работающих.
«Глобально, для решения этого вопроса нет другого пути, кроме урегулирования законодательства Евросоюза с учетом условий
Украинские власти уверяют, что работают над решением проблемы.
Нно пока этот вопрос приходится регулировать с помощью активистов. В мае, например, Офис эффективного регулирования — независимый экспертно-аналитический центр — вместе с IТ-ассоциацией Украины обратились к украинскому правительству и Министерствам финансов Болгарии, Германии, Чехии, Венгрии, Польши, Румынии и Словакии с просьбой не изменять налоговое резидентство беженцев-предпринимателей. Пока положительный ответ в пользу украинцев дала только Польша.