О финансовой помощи: сколько получила Украина и на что потратила
С 1 по 20 мая мы финансировали наши нужды без привлечения внешней помощи. Выходили из имеющихся возможностей, привлекая средства за счет военных облигаций и ресурсов Нацбанка, — и достойно прошли этот период.
20 мая мы конвертировали первую сумму — 504 млн евро. В тот же день поступило еще 600 млн евро макрофинансовой помощи, и сейчас мы ее уже конвертируем. Следовательно, есть возможность полностью профинансировать за счет этих средств потребности, которые накопились за последний период времени.
С начала войны в Украину поступило более 6 млрд долларов внешней помощи в виде грантов и кредитов. Гранты предоставляет США, и мы уже получили $1 млрд из них. Также в виде грантовой помощи получено 110 млн евро от правительства Италии и свыше 120 млн евро от Европейского Союза. Средства, не являющиеся грантовыми, предоставляются преимущественно под 1% годовых и на срок от 10 до 30 лет.
Эти средства направляются преимущественно на закрытие наших нужд в гуманитарной и социальной сфере. По условиям, поставленным нам нашими международными партнерами, их средства категорически не идут на военные нужды.
О бюджетных поступлениях: сколько недополучили из-за войны
За май еще рано отчитываться, цифры будут в начале июня. А в апреле было 70% запланированных налоговых поступлений в общий фонд Госбюджета. От налоговой поступило в апреле около 45 млрд грн, а от таможни — 8,3 млрд грн.
Но следует учесть, что показатели налоговой должны быть скорректированы, учитывая то, что не возмещалось НДС. И это тоже проблема, но я надеюсь, что сейчас мы ее решим и возобновим возмещение НДС.
Потери по таможне составляют 73% предыдущих плановых показателей, а потери от налоговой — 25−30%. Если говорить о таможне, поскольку была отменена уплата налогов по большинству товаров (ввозная пошлина — 0%, НДС — 0%), как мы можем собирать налоги, когда их нет?
Кроме того, импорт сократился на 46% — и это только за март. Поэтому, сейчас мы готовим решение, чтобы вернуть налоги на таможню, потому что страна не может жить без налогов. Соответствующий правительственный законопроект в ближайшее время будет зарегистрирован.
Сейчас за счет налогов мы собираем 54−56 млрд грн, и на эти средства покрываем только 1/3 потребностей по нашим расходам. Конечно, такое положение вынужденное, ведь мы воюем и наши международные партнеры это понимают и готовы к нам прислушаться.
Об условиях ведения бизнеса
Однако рано или поздно мы должны войти в баланс. Поэтому я склонен к тому, чтобы бизнес работал и платил налоги.
Я не сторонник смены налогового режима в любом виде — ни в части ослабления, ни в части усиления. Считаю, что налоговая система должна быть стабильной — и все те изменения, которые есть у нас на сегодняшний день, должны вернуться к тем, которые функционировали до 24 февраля 2022 года.
Читайте также: Инфляция военного времени: что происходит с ценами в Украине
Если ориентироваться на внутренний опрос бизнеса, на данные которого опирается и Нацбанк, то сейчас 17% бизнеса по Украине приостановили свою деятельность. И до 30% частично утратили активность, по сравнению с довоенным состоянием.
В марте ситуация была значительно хуже, в апреле и мае мы видим, что деловая активность в стране оживляется и бизнес постепенно возобновляет деятельность. Пока малый и средний бизнес (I-III группы) могут не платить налоги. К примеру, III группа вместо 5% платит 2%. К тому же эта группа была максимально расширена — и такой налог с оборота может платить чуть ли не весь бизнес.
О курсе
За политику курсообразования отвечает Нацбанк. И я считаю, что НБУ с начала войны принял вполне логичное и правильное решение, зафиксировав курс гривны, введя валютный контроль и другие ограничения.
Сейчас НБУ принял другие решения, которые меняют рынок валюты. Логику по этому решению должен комментировать именно НБУ. Однако на данный момент есть понимание того, что в Украину будут поступать средства от заимствований — приток по валютному счету должен быть существенным.
Читайте также: Почему нужно отказываться от «ручного» управления финансовой системой
Если НБУ видит возможность перекрывать эти каналы спроса и предложения валюты за счет внешних поступлений и просчитал риски, то я не вижу никаких оснований колебания курса гривны. А спекулятивные тенденции, которые существуют на сегодняшний день, могут очень быстро направиться в другую сторону. Поэтому экономических оснований для девальвации гривны я не вижу, кроме спекулятивной паники, временно вызванной определенными факторами.