Стоит сказать, что и банки по задекларированному курсу валюту практически не продают, выполняя требования Нацбанка о максимальной 10% наценке к официальному курсу, чем обменники финкомпаний особо «не заморачиваются».
В итоге, практически весь рынок реального валютообмена сконцентрировался в финкомпаниях, где курсы более привлекательны для населения.
Читайте также: К чему приведет «разморозка» курса доллара. Когда повысят налоги. Прогноз курса валют (видео)
Сковывает банкиров и решение НБУ о сокращении с 4 мая лимитов открытой длинной и короткой валютной позиции банков с 15% до 5% от их регулятивного капитала. Это отражается на объемах их операций с собственной валютной позицией и на межбанке, и на наличном рынке.
Официальными причинами взлета наличных котировок участники рынка называют следующие факторы:
Недавнее заявление главы НБУ Кирилла Шевченко о возможном возврате к плавающему курсу. И хотя он говорил только о том, что чиновники лишь думают об этом и решения еще нет, часть СМИ уже подхватили этот информационный повод с целью раскрутить ажиотаж.
Решение о плавающем курсе в военное время имеет много плюсов, но еще больше минусов для воюющей страны. И чиновники вряд ли будут готовы брать на себя ответственность, например, за рост стоимости критического импорта для ЗСУ, увеличение расходов по обслуживанию внешних долгов или новый глобальный скачок цен на продукты питания. Война не все спишет. Поэтому вопрос в стадии обсуждения, но «загон оленей» со стороны финкомпаний уже начался.
Наличная валюта массово понадобилась торговцам нефтепродуктами, которые ею рассчитываются за ввозимое топливо. Однако эта версия выглядит не особо правдоподобно. Ведь в конечном итоге, даже при росте ценников на бензин и дизель в гривне — рост курса «убивает» значительную часть их прибыли от его реализации в валютном эквиваленте. Они, наоборот, заинтересованы в стабильном курсе без потрясений.
Активный выкуп Нацбанком военный облигаций. Это могло объективно повлиять на рост курса. 9 мая 2022 года регулятор купил этих бумаг на 30 млрд грн, а 12−13 мая докупил еще на 20 млрд. В итоге его портфель военных бумаг вырос до 120 млрд грн, а объем всех ОВГЗ в собственности регулятора увеличился до 430,11 млрд грн.
Читайте также: Как и где купить военные облигации
По факту это — эмиссия гривны. Но ее в значительной степени НБУ «нейтрализует» за счет продаж валюты через интервенции. Вот последние данные Нацбанка:
На прошлой неделе НБУ купил на межбанке $5,5 млн и 4 млн евро, а продал $ 327,34 млн и 33,65 млн евро. То есть чистая продажа доллара Нацбанком составила $321,84 млн и 29,65 млн евро. Иными словами, регулятор «откачал» с банковского рынка через этот канал гривневой ликвидности не менее, чем на 10,4 млрд гривен. И это лишь за эту неделю. НБУ успешно «связывает» часть эмиссионной гривны через этот механизм, хотя и не в полной мере, и не сразу.
Куда двинется курс дальше
Неофициально, участники рынка поясняют рост курса наличного доллара желанием владельцев обменок больше зарабатывать на валютообмене. Для этого нужно было только найти инфоповод.
Тем более, что в военное время граждане еще больше подвержены паническим настроениям, а потому становятся легкой добычей для спекулянтов. Ведь украинцы и в мирное время бежали скупать доллар, как только его курс начинал расти. Например, те же европейцы поступают с точностью до наоборот: продают валюту на росте в надежде заработать на дальнейшем откате.
Поэтому сейчас дальнейший тренд по наличному курсу во многом будет зависеть от поведения самих украинцев. Если они в очередной раз клюнут на раскрутку котировок, мы получим дальнейший рост ценников обменок с целью в 38 гривен за доллар на следующей неделе.
Если же граждане не станут активно скупать валюту по курсам, которые сейчас выставляют обменки, их владельцы в условиях конкуренции и необходимости зарабатывать будут вынуждены умерить свои аппетиты. А поэтому начнут постепенно понижать курс приема и продажи наличного доллара до предыдущих уровней в 33,50−34,50 гривен.
Выбор сценария развития событий с наличным курсом сейчас полностью зависит от поведения людей.