Причина дефицита
Главная причина дефицита топлива — отсутствие достаточной поставки.
Европа топливно дефицитная сама по себе. К примеру, Польша — наш главный партнер — должна искать для себя по импорту 7 млн т дизтоплива и бензина в год. Это даже больше, чем все наше прогнозное потребление в послевоенный период.
Осознайте нашу миссию: мы — первая страна Европы, лишившаяся российских энергоносителей! На собственном опыте мы сейчас убеждаемся, как сложно это сделать и как сложно принять решение об эмбарго другим. Ни у одной страны в Европе нет опыта 100% переориентации на новые источники снабжения!
Большие вызовы — большие проблемы. С ресурсами мы определились, даже их законтрактовали, но не можем их довезти с европейских портов, НПЗ, нефтебаз в Украину.
Вопрос решается, те же поляки удивляются нашим темпам, но все равно нужно время. Ожидается, что месяца два. Это при условии, что ничего не случится, а на войне это норма.
Читайте также: Эмбарго на российскую нефть: что ударит по путинской экономике сильнее
Полные баки и «льготные» машины опустошают запасы
Ускорить наполнение рынка можно встречным путем — ограничением потребления. Действительно, на ажиотаже сограждане начали заполнять не только баки авто, но и любые другие емкости. В одной из сетей поделились статистикой: при возможности заправить 30 л, только половине таких клиентов удается вместить такой объем. То есть баки не пустые. Но ведь с полным баком мы засыпаем лучше.
Далее. Вчера пришла статистика — ввезли 76 500 «льготных» машин. Я так понимаю, в текущих условиях люди покупали их, чтобы активно использовать, а не поставить в гараж.
Считаем: 76 500 умножаем на 20 л в сутки (200 км пробега) и на 30 дней = 46 млн л или 36,7 тыс. т в месяц. Наша расчетная потребность — это 450 тыс. т топлива в месяц. Потенциально пользуемся спросом на 8% потребления.
Читайте также: Авторынок во время войны: что и за сколько продают и кто покупает
Предельные цены разделили рынок
Есть еще одно обстоятельство. Госрегулирование разделило рынок пополам — одни придерживаются предельных цен, другие — нет. Разброс цен — 20 грн на литре. Это спровоцировало логический переток топлива из первого сегмента во второй, способствуя удлинению очередей.
Также нет регулировки на опт, текущий в спекулятивный сегмент рынка, где ребята заработают 27, а не 7 грн/л.
Возможность заработать на разнице цен — еще один фактор роста спроса. Граждане быстро стали трейдерами, весь OLX продает талоны на горючее.
Переоценка перспектив
Правительство надеялось, что поставки вот-вот наладятся (мы все надеемся на лучшее). Но после того, как Свириденко лично побывала в Варшаве на «дизельных» встречах с союзниками, оценка перспектив, судя по всему, изменилась.
По понятным причинам правительство не хочет называть вещи своими именами, но тяжелое решение об отмене госрегулирования (даже временное, на два месяца) преследует цель сбить спрос. Прямой и спекулятивный. Расчет на очереди себя не оправдал, потому перешли к следующему шагу.
Что мне не нравится — это спешка и создание лишних ожиданий. То мы говорим об улучшении через неделю, потом через вторую. То угрожаем спекулянтам-мародерам, а потом соглашаемся на рост цен. Но снова делаем это как-то не искренне: говорим о свободном ценообразовании, но ожидаем 52 грн на бензин и 58 на ДТ. Это при том, что в круговую дизтоплива дешевле 60 нет, однако есть реальные контракты по 65.
А главное — знаем, что уверенности в достаточных объемах поставок нет.
Читайте также: Сергей Куюн о рынке топлива: А-92 потихоньку отходит, меньше будет сжиженного газа
Что нужно сделать
Во-первых, объяснить людям, что с горючим легко не будет. Мы реально делаем невозможное, строим новый рынок, вопреки всему разворачиваем потоки углеводородов с Запада на Восток! Без преувеличения, меняем энергетический рынок мира!
Во-вторых. Возвратить акцизы. Вы решаете задачу уменьшения спроса методом высоких цен. Но сейчас высокая цена будет за счет высокой наценки, которая ничего не дает с точки зрения наполнения рынка. Ведь экономических стимулов у трейдеров предостаточно, проблема не в деньгах. Поэтому пусть эта цена будет высокой за счет налогов, выгоды государства. Это и людям будет понятнее: купил топливо за 55−70 грн/л, но из них 10−15−20 грн пойдет на ВСУ. Согласитесь, это уже другая история.
Третье: продолжаем методично работать над развитием транспортных коридоров. Нет простых решений, без политической поддержки все будет гораздо медленнее. Польша и Румыния не обеспечат требуемый объем. Нужны новые партнеры. В частности, жмем на венгров (о реверсе нефтепродуктопровода немного поспешили). Работаем с немцами для транспортировки из Западной Европы. Прорабатываем пути со Средиземного моря.
Правительство должно говорить людям правду. Кого вы еще боитесь напугать в этой стране? Чем — нехваткой горючего и дороговизной во время войны? Неужели люди это не понимают? Смелее! Берите пример с наших ребят на фронте!