О наличии горючего на АЗС: о широком выборе нужно забывать

Очередей на АЗС, как в первые недели войны, нет, тем не менее ограничение в 20 литров действует на большинстве заправок. Есть ли в этом необходимость?

Норма об ограничении продиктована нехваткой горючего, поэтому полностью оправдана. На ажиотаже и панике буквально через неделю расхватали бы все горючее. Все бы пытались залить полные баки, канистры, кадки. Ограничение же позволяет заправить как можно больше потребителей, чтобы никто не остановился. Сейчас можно сказать, что рынок и потребители приспособились к новым реалиям и относятся к ситуации с пониманием.

Ограничения будут и дальше, положение достаточно сложное. До войны 100% импорта шло к нам из России, Беларуси и морем. Этот импорт составлял около 80% нашего потребления. С началом войны мы автоматически лишились всех этих источников. В марте рынок сработал фактически на февральских остатках и продукции Кременчугского НПЗ.

Единственное направление для импорта сейчас — Европа. Потребуется время, чтобы заключить новые контракты, построить внешнюю и внутреннюю логистику. В конце марта уже начали поступать первые партии.

Сейчас главной задачей является привлечение как можно большего числа операторов к импорту, чтобы таким образом увеличить объемы поставок. Пока это больше зависит не от рынка, а от оперативных действий правительства, чтобы создать соответствующие условия.

С началом войны со «стелл» на АЗС периодически исчезают то одни, то другие марки бензина, и дизтопливо. Какая сейчас ситуация с наличием горючего и поставкой на АЗС?

Наиболее благополучная ситуация на западе страны, работают многие сети АЗС, хотя ограничения тоже действуют. Но чем ближе к центру, востоку или югу, тем ситуация сложней. В марте эти регионы обеспечивались из Кременчуга, сейчас они должны перестроиться на импорт. Это непросто, ведь до западной границы очень длинная и дорогостоящая логистика. Соответственно это сказывается на себестоимости топлива, которая выше предельного уровня цен, установленного правительством.

Что касается ассортимента, то о широком выборе нужно забывать. Хорошо, когда есть любой бензин. Объективно потихоньку отходит марка А-92. В Европе его давно не производят, сейчас сети допродают остатки.

Меньше будет и сжиженного газа. В марте правительство установило нулевой акциз на бензин, дизель и сжиженный газ. Это изменило соотношение конечных цен на АЗС: если раньше за счет большой разницы в налогах сжиженный газ стоил 50% от цены бензина, то сейчас его стоимость составит 75%.

Это значительно снижает его привлекательность для потребителя. Но некоторые объемы останутся, газ в последнее время стал популярным энергоносителем для небольших промышленных предприятий. По моему мнению, если раньше потребление газа и бензина было в соотношении 1 к 1, то сейчас оно изменится на 1 к 4.

Читайте также: Враг уничтожает наши нефтебазы и НПЗ: будет ли дефицит горючего

О последствиях уничтожения наших нефтебаз: в условиях дефицита потребности в хранении нет

Враг целенаправленно уничтожает наши нефтебазы и НПЗ. Какой ущерб уже нанесен и насколько он для нас критичен?

По нашим оценкам, уже было торпедировано более 20 нефтебаз по всей стране. Ущерб колоссальный. Во-первых, потому что эти объекты очень дорогие. Построить нефтебазу — это миллионы долларов. Во-вторых, это потери горючего, сколь бы незначительными не были запасы на большинстве нефтебаз. Лишних объемов нет.

Как в таких условиях решать вопросы с хранением горючего?

В условиях дефицита нужды в хранении вообще нет. Тем более, что всем уже ясна опасность использования нефтебаз. Рынок работает «с колес», рассредоточивая горючее по заправкам.

О европейских поставках: будем ли мы интересны Европе? — Безусловно

Какие страны сейчас поставляют нам топливо?

Европа — это большой рынок, заводы, порты. Конечно, основное внимание приковано к Польше, Румынии, Литве. Но уже есть планы на порты и НПЗ Нидерландов, Италии, Греции. Кстати, через европейские порты США поставит для Украины дизельное горючее. Это лучше всего иллюстрирует возможности работы с Европой, но, на самом деле, перед нами открывается весь мир.

Европа вряд ли была готова к тому, что придется обеспечить топливом Украину. Сможем ли мы получать его в нужных нам объемах?

Честно говоря, сейчас речь не идет об очень больших объемах. Для сравнения: до войны Украина потребляла 10−12 млн т в год моторного топлива — бензин, ДТ, автогаз. Сейчас потребление упало в разы. В то же время соседняя Польша потребляет около 30 млн т моторного топлива, Германия — еще больше. То есть нужные нам объемы вполне реально законтрактовать.

Как быстро можно изменить логистику поставки топлива?

Это наиболее проблемный участок. В частности, из-за этого цена на европейское горючее получается достаточно высокой. Но думаю, что это временно: нужно время для отработки новых маршрутов и тогда все станет на свои места.

Это в основном касается железнодорожных поставок, параллельно нужно развивать и наращивать импорт бензовозами. Для большинства украинских компаний это более доступный вариант.

Если Украина не является крупным потребителем нефтепродуктов, будет ли она в дальнейшем интересна европейским странам?

Украина уже дала толчок колоссальным изменениям на европейском континенте. Страны EC все больше отдают себе отчет в том, насколько ошибались в своей энергетической стратегии. Они близки к отказу от энергоресурсов, на которых сидели много лет.

Будем ли мы интересны Европе? — Безусловно. Речь идет об увеличении нефтепереработки, загрузке транспортной инфраструктуры, новых инвестиционных проектах в логистической отрасли. Поэтому сегодня для Европы Украина — возможность, а не проблема. Сейчас мы действительно не очень большие, но мы будем расти, восстанавливаться. У нас огромный потенциал, и это даст возможности для заработка всем.

Читайте также: ЕС готовится к остановке поставок газа из РФ уже в апреле

О стоимости горючего: цена бензина могла бы быть выше 50 грн за литр, но остановится на 40

После заявления Байдена о том, что США в течение полугода будут извлекать из стратегических запасов 1 млн баррелей нефти ежедневно, мировые цены на бензин упали на 5,4%. Сохранится ли эта тенденция?

В преддверии этого решения США ввели эмбарго на российский нефтяной импорт, доля которого у них была достаточно велика — более 10%. В качестве альтернативы, пока будут продолжаться поиски новых источников поставок, они будут использовать свои запасы. Тем самым Штаты снижают спрос на нефть в мире. Рынок сразу успокоился, после этого заявления цены на нефть в мире упали.

Более того, Байден сообщил, что 30 стран тоже пойдут по такому пути. Но это временные меры сроком на полгода. За эти 6 месяцев другие добывающие страны — Саудовская Аравия, Венесуэла, Иран и многие другие — смогут нарастить добычу, увеличить поставки на мировой рынок и дать альтернативу российской нефти.

Что касается цен на топливо, то они будут зависеть только от происходящего в мире. В марте из-за войны в Украине цены на нефть взлетели до $140 за баррель, что на 40% больше, чем в начале войны. Сейчас цены откатились до $100−110. Но стабильности нет, дневные колебания цен время от времени превышают $100 на тонне.

Какую стоимость бензина увидит украинский потребитель в ближайшее время?

Сильного отката вряд ли следует ожидать, пока цены в мире высокие и пока в ценах европейских поставщиков высокая спекулятивная составляющая из-за большого спроса в Украине. Надеюсь, в апреле цены на бензин останутся в пределах 40 грн, ДТ — 40−42 грн.

А если бы правительство не обнулило акциз на нефтепродукты полностью и не уменьшило НДС с 20 до 7%, какие бы цены мы увидели на бензин и ДТ?

Сейчас уже было бы больше 50 грн за литр. По нашим оценкам, этот шаг правительства позволит потребителям в целом экономить на топливе около 5 млрд грн в месяц.

Читайте также: Сколько нефти готовы расконсервировать из резервов страны во всем мире

Об инфраструктуре: 80% АЗС могут закрыться

Вы в числе других экспертов рынка не раз отмечали необходимость отмены госрегулирования. Почему? Что даст свободное ценообразование?

Госрегулирование цен на АЗС работает, когда рынок насыщен горючим. Каким-то образом это еще работало в марте, когда работал Кременчугский НПЗ. Но после его остановки и уничтожения десятка нефтебаз буквально через неделю многие трейдеры из центрального, восточного и южного регионов оказались в критическом положении. Купить они могут только за границей — это долго и далеко.

И если крупные трейдеры, которые закупают большие объемы и поставляют топливо по железной дороге, хоть как-то укладывались в установленные предельные цены хотя бы по западу, то у средних и мелких компаний, которые могут поставлять топливо только автотранспортом, себестоимость выше установленных государством цен.

Буквально вчера разговаривал с одним из полтавских трейдеров. Он сказал, что вынужден закрыть свои заправки, ведь покупает горючее дороже, чем вынужден продавать. Поэтому нужно хотя бы на период наполнения рынка открыть его, убрать ограничения, снять с бизнеса хотя бы коммерческие риски. Это позволит увеличить поставки и избавиться от острого дефицита.

Это непростое решение. Правительство опасается возможного всплеска цен. Но я не думаю, что это произойдет. Бизнес не хуже остальных понимает, в какой ситуации мы все оказались. Думаю, большие сети будут продавать дешевле, мелкие — чуть дороже.

Но надо учесть, что именно они работают в отдаленных районах и селах. И поверьте, люди будут рады возможности купить горючее. Сейчас они вынуждены искать топливо в десятках километров от дома и стоять часами в очередях.

Сколько АЗС уже закрылись и могут закрыться при нынешних условиях работы?

До войны у нас работало около 7 тыс. заправок. Сегодня это количество сократилось до 2,5−3 тыс. Если уйдут маленькие компании, то еще треть можно отсюда вычесть. Останется 1,5−2 тыс. заправок, которые будут работать.

И это будут только трассы и областные центры, на периферию никто ничего не повезет. На западе страны будет горючее, потому что здесь логистическое плечо от границы меньше и можно подстроиться под регулируемую цену. Все, что дальше, — центр Украины, не говоря уже о востоке и юге, будет «сухим».

Что еще может помочь украинскому рынку топлива?

Вместе с «экономическим» открытием границ нужно открыть их технически. В Европе есть масса ограничений и требований к бензовозам, что мешает активной работе. К примеру, сегодня украинский бензовоз может заехать в Польшу только 5 раз за 2 месяца. Но ведь он может заехать 10 раз! На днях от подобных ограничений отказалась Румыния, ждем подобных шагов от других европейских друзей.

Читайте также: Минэкономики повысило предельную цену на бензин и дизтопливо