«Минфин» уже писал подробно о том, что может дать Украине статус кандидата и дальнейшее членство в ЕС. Предлагаем вашему вниманию статью, которую мы публиковали в конце марта. В ней описан «военный» путь Украины к ЕС и перспективы, которые нас ожидают после получения статуса кандидата.
В марте 2022 года Еврокомиссия начала рассматривать заявку Украины на членство в Евросоюзе. Об этом сообщил комиссар ЕС по европейской политике соседства и переговорам о расширении Оливер Вархеи. Он пообещал, что заключение по ней будет предоставлено как можно скорее. Какой путь предстоит пройти Украине, сколько времени может занять этот процесс и что уже может дать нашей стране статус кандидата, — разбирался «Минфин».
Над тем, чтобы Украине предоставили статус кандидата на членство в Европейском Союзе, власти начали работать еще до войны, говорят дипломаты.
Однако реакция ЕС была недвусмысленной — однозначное нет. «Теперь началась война, наступила новая реальность, невозможные вещи стали возможны», — говорит в интервью УП министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
Что произошло в Версале
Война действительно ускорила наше продвижение на пути к членству в ЕС. Заявка от Украины (свои автографы под ней поставили президент премьер и спикер) была подписана 28 февраля. По словам Зеленского, Украина обратилась с просьбой о немедленном присоединении к ЕС по специальной процедуре.
В ЕС отреагировали на нее молниеносно. Уже 1 марта свой голос в поддержку нашей заявки отдал Европарламент: за резолюцию, призывающую ЕС работать над скорейшим предоставлением Украине статуса кандидата на вступление в Евросоюз, отдали свои голоса 637 европарламентариев из 676 голосовавших.
Это решение зафиксировало политическую волю 27 европейских государств видеть Украину в своем объединении, что, конечно важно. Но дело в том, что никаких юридических последствий резолюция не имела и иметь не будет.
Ведь Европарламент не имеет полномочий принимать решений ни в процессе получения статуса кандидата, ни в процессе дальнейшего вступления государства-кандидата в ЕС — эти решения находятся полностью в компетенции государств-членов Евросоюза.
Следом за Европарламентом свой голос в поддержку Украины отдали главы государств и правительств Евросоюза.
«После пяти часов жарких дискуссий лидеры ЕС сказали „да“ украинской евроинтеграции. Процесс начался», — так прокомментировал итоги саммита в Версале Президент Литовской Республики Гитанас Науседа.
Хотя президент Франции Эмманюэль Макрон, выступая перед саммитом европейских лидеров, сказал, что считает нереалистичным участвовать в переговорах о членстве со страной, находящейся в состоянии войны.
Что в действительности получила Украина в итоге?
Во-первых, совет ЕС признал принадлежность Украины «к европейской семье», что означает признание перспектив членства нашей страны в Евросоюзе.
Во-вторых, Еврокомиссии поручено изучить заявку Украины и дать заключение по ней «в соответствии с соответствующими положениями договоров».
К слову, ЕК также поучено рассмотреть заявки на членство Грузии и Молдавии, которые вслед за Украиной попросились в состав сообщества.
«Сейчас мяч на поле Еврокомиссии. Моя коллега вице-премьер по европейской интеграции Ольга Стефанишина активно с ними ведет диалог для того, чтобы максимально ускорить все процессы», — прокомментировал дальнейшие шаги Украины Дмитрий Кулеба.
Что нужно сделать, чтобы стать членом ЕС
Сама по себе процедура вступления в ЕС — довольно длинная и максимально забюроктизированная.
- Перед подачей заявки на вступление, страна должна подписать с
Е С Соглашение об ассоциации. Выполнение условий этого соглашения готовит страну, желающую стать членом ЕС, к статусу кандидата. Украина имеет Соглашение об ассоциации (к реализации основных положений этого документа мы приступили 1 ноября 2014 г). Но в Соглашении не идет речи о членстве нашей страны в этом объединении. - Далее следует подача заявки: в соответствии со статьей 49 Договора о ЕС, сделать это может любое европейское государство, которое уважает демократические ценности и обязуется проводить их в жизнь. Этот этап Украина уже прошла.
- После подачи заявки о членстве начинается процедура ее рассмотрения — оценочный этап. Европейская комиссия (высший исполнительный орган ЕС) проводит переговоры с кандидатом о соответствии критериям. По их результатам составляется отчет для
Совета Е С (высший законодательный орган ЕС).Совет Е С консультируется с Европарламентом (еще один законодательный орган ЕС; нужно большинство) и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Страна получает официальный статус кандидата. - Затем определяются условия, на которых страна может присоединиться к ЕС. Переговоры проходят в форме двусторонних конференций между членами ЕС и кандидатом. Обсуждают региональную политику, транспорт, энергетику, налоговую политику, юстицию и внутренние дела, финансовую сферу, сельское хозяйство
и т. д. Результаты переговоров приобщаются к проекту соглашения о вступлении страны — кандидата в ЕС. - Что важно, в начале 2020 года Евросоюз изменил порядок проведения переговоров о приеме страны в ЕС. Если раньше их начало обязательно должно было завершиться приемом государства в объединение, то сейчас Евросоюз получил легальное право останавливать переговоры, прекращать их или перезапускать переговорный процесс по отдельным направлениям в случае неудовлетворительных результатов.
- Далее страна должна получить одобрение
Совета Е С (единогласное) и Европарламента (абсолютное большинство). И лишь после этого созывается конференция представителей всех государств — членов ЕС, на которой подписывается договор о присоединении. - Соглашение подлежит ратификации во всех государствах — членах ЕС и в государстве-кандидате (в ряде стран вопрос выносится на референдум). После выполнения всех ратификационных процедур и вступления соглашения в силу страна-кандидат становится полноправным членом ЕС.
Чтобы представить, сколько времени может занять такая процедура, достаточно посмотреть на опыт других стран, уже находящихся в процессе.
В настоящий момент статус кандидата имеют Турция, Северная Македония, Черногория, Албания и Сербия.
К примеру, Турция подписала Соглашение об ассоциации еще в 1963 году. Заявка на вступление была подана в 1987 году, статус кандидата страна получила в 1999 году, а переговоры о вступлении начались в 2005-м.
Северная Македония заключила Соглашение об ассоциации в 2001 году. Заявка на вступление была оформлена в 2004-м и уже в следующем году страна стала кандидатом. Однако переговоры начались только в 2020 году.
На кандидатство в члены ЕС претендуют еще несколько стран: в 2016 году официальную заявку на вступление в Европейский союз подала Босния и Герцеговина. В 2022 году намерение подать заявку обозначило правительство частично признанного Косова.
Что придумают для Украины
Украина уже вступила в процесс присоединения к ЕС. Но на данный момент Евросоюз просто не представляет, как можно принять нас экстерном.
«Упрощенной процедуры принятия в Европейский Союз не существует. Нельзя просто взять и в один момент вступить в ЕС — здесь много вопросов с изменением законодательства в разных областях, потому что членство в ЕС предполагает соответствие определенным критериям», — поясняет директор европейских программ Международного фонда Возрождения Дмитрий Шульга.
Евросоюз имеет четкие стандарты качества для всех сфер — от финансовой системы до пищевой промышленности. Чтобы соответствовать им, Украине придется проводить масштабные реформы, причем простой формальностью типа создания новых контролирующих органов или принятием нужных законов здесь не обойтись.
«То есть нужны трансформации, где должны стоять галочки. Однако предположу, что это могло бы стать частью карты по послевоенному восстановлению Украины, которое будут поддерживать европейские страны. Чтобы разработанная для Украины дорожная карта была частью трансформаций, которые необходимы для большей интеграции в ЕС», — уточнил политолог Олег Саакян.
Эксперты не исключают, что сейчас для Украины будут искать возможность быстрее пройти предусмотренные процедурой этапы вступления в ЕС. Но как это будет выглядеть в финальной версии, прогнозировать никто не берется.
Тут важен другой момент — наличие политической воли всех стран-членов Евросоюза. И именно в этом состоит сейчас главная проблема для Украины.
«Существует консенсус о том, что Украина наконец должна получить европейскую перспективу. Однако, относительно ускоренного приобретения членства консенсуса нет. Те, страны, которые обязались поддержать наши европейские стремления политически, те их и поддерживают сегодня.
Другие же страны ориентируются в своем подавляющем большинстве на Германию. Немцы убеждены, что Украина не может вступить в ЕС не то что в кратчайшие сроки, а даже не в ближайшие годы. То есть речь может идти даже о не поддержке предоставления нам статуса кандидата. Берлин готов ограничиться только закреплением европейской перспективы для нас на официальном уровне", — говорит юрист — международник, эксперт по праву
Наши дипломаты говорят о том, что сейчас особенно сконцентрированы на работе с теми странами, которые скептически относятся к ускоренному вступлению Украины в Евросоюз.
Политолог Олег Саакян говорит: о том, вступит ли Украина в Евросоюз, может стать известно через два месяца. — Это время займут бюрократические процедуры.
«Скорее всего, Европейский союз признает Украину кандидатом в члены ЕС. Но дальше история с евроинтеграцией нашей страны продолжится уже после войны», — считает эксперт по международной политике аналитического центра Украинский институт будущего Илия Куса.
Сколько денег может получить Украина
Впрочем, даже статус кандидата в члены ЕС откроет перед Украиной возможности солидных финансовых вливаний.
Прежде всего мы будем иметь возможность получить доступ ко всем фондам и под каждую из 35-ти глав реформ нам будут выделять средства по нашим конкретным потребностям.
Хотя и следить за расходованием денег европейцы будут более тщательно. Мы должны будем четко показывать, как и куда потратили деньги, полученные от европейцев. Например, если пустим деньги, полученные на финансовую систему, на реформирование пищепрома, это уже будет считаться нарушением.
«Статус кандидата открывает феноменальные возможности относительно финансирования, инвестирования и помощи. В соответствии с правилами ЕС, кандидаты имеют такие же привилегии по финансам, как и члены. То есть мы можем претендовать примерно на 12 млрд евро помощи ежегодно из фондов ЕС для выравнивания уровня жизни.
Эти деньги должны идти в бюджет и использоваться и на нашу оборону, и на социальные потребности.
Далее, такой статус открывает возможность для получения прямых иностранных инвестиций (очевидно, когда закончится война) — до 10 миллиардов. Далее — это долгосрочные кредиты — миллиардов на 10, учитывая размеры нашей экономики, плюс помощь в виде грантов на образование, культуру, охрану здоровья