Ситуация с топливом
Сильная экономика всегда была одним из ключевых факторов успеха в войне, а в гибридной может стать решающим, поскольку острый экономический кризис сам по себе способен привести к социальным протестам, политическому кризису и разрушению властной вертикали.
Это создает идеальную ситуацию для внешней агрессии, ведь подрывает способность государства к организованному сопротивлению.
По данным консалтингового агентства А95 (данных Госкомстата еще нет), в 2021 году Украина импортировала из Беларуси и РФ 62% всего потребленного в стране дизельного топлива.
Еще 15% пришло по морю, почти 9% — из Литвы и только 13%, или 1,05 млн тонн, Украина произвела самостоятельно. Общий объем украинского рынка дизельного топлива составил 7,9 млн тонн, а бензина — 2,39 млн тонн, при том, что 1 млн тонн был также импортирован из Белоруссии.
При этом в 2020 году только аграрии потребили 1,3 млн тонн дизтоплива, то есть больше, чем все украинское производство.
Таким образом, блокировка поставок дизельного топлива из РФ и Белоруссии, а также их импорта морем, грозит остановкой перевозок, срывом посевной или жатвы. А также — голодом в больших городах, поскольку их обеспечение продуктами питания и производство последних невозможно без ритмически работающей системы перевозок.
Это ведет к падению боеспособности армии, ведь если правительству не удастся оперативно найти новые источники топлива, ему придется использовать запасы военных складов, чтобы избежать голода.
Не стоит забывать и о том, что на нашей газотранспортной системе, например, на границе с РФ, может «случайно» произойти полномасштабная авария, которая остановит транзит газа на неопределенный срок. Это также серьезно ударит как по экономике, так и по социальной сфере.
Зависимость от экспорта
Ключевой статьей украинского экспорта является вывоз продукции металлургии и аграрного сектора, осуществляемый преимущественно морем.
Данные Госкомстата за 2021 год еще не опубликованы, но в 2020 году они совокупно дали 45,1% и 18,4% валютной выручки страны, составлявшей около $50 млрд. Преимущественно морем отгружается и минеральная продукция, на которую приходится 10,8% валютной выручки.
Исходя из данных первых трех кварталов 2021 года, на сельское хозяйство и металлургию придется около 17−18% всего ВВП.
Соответственно, прекращение отгрузок морем приведет не только к радикальному сокращению валютной выручки, но и к кризису в ключевых отраслях национальной экономики, которые генерируют налоги и спрос для других отраслей, что ведет к возникновению эффекта домино.
Санкции в отношении РФ за элементы гибридной войны будут мягче, чем при открытом вторжении, а их последствия радикально облегчают Кремлю достижение своих целей и снижают размер ожидаемых потерь.
Читайте также: Что происходит с авиаперелетами и ценами на билеты
Соответственно, тот факт, что ничего из вышеописанного не происходит, указывает, что нападения в ближайшее время ожидать не стоит.
Что происходит в России
Кроме экономики Украины, есть еще и экономика России, которая сейчас «снимает сливки» с высоких цен на газ и нефть.
Так, например, только EBITDA Газпрома в 2021 году увеличилась в два раза, по сравнению с 2020 годом. Соответственно, в Кремле вряд ли захотят прекращать этот «праздник» в самом разгаре.
Также РФ нужно время для того, чтобы реализовать потенциал новых договоренностей с Китаем и снизить свою уязвимость перед возможными санкциями.
Так, например, начало строительства газопровода «Сила Сибири-2» планируется только на 2024 год.
Этот газопровод позволит РФ либо нарастить общий объем экспорта газа, либо перебросить в Китай 50 млрд м3 природного газа, который сейчас экспортируется в Европу.
При этом через украинскую ГТС экспортируется 40 млрд м3, а всего Европа потребляет 350−400 млрд м3 природного газа, около 50% которого приходится на РФ.
Подводя итог сказанному, у Путина и его окружения нет причин на то, чтобы спешить с решением «украинского вопроса» до 2024, или 2025 года.
Читайте также: Запад пугает возможной войной: как это отражается на экономике Украины
А вот причин подождать, продолжая предыдущий курс, а также подыгрывая раздуванию панических настроений как в Украине, так и за рубежом, предостаточно.
Что делать Украине
Как мы видим, паника уже наносит экономический ущерб Украине. Кто-то из иностранцев продает бизнес, кто-то отправляет детей за границу посреди учебного года, кто-то обменивает гривны на доллары, кто-то убегает сам или перебрасывает инвестиции в другие страны.
Так же экономике вредит и газовый кризис, поскольку у наших конкурентов в том же ЕС есть возможность покупать природный газ по долгосрочным контрактам, где цена в несколько раз меньше спотовой цены, по которой газ покупаем мы.
Например, сделанный ВАР анализ себестоимости производства основных зерновых культур показывает, что из-за роста цен на минеральные удобрения (в себестоимости которых природный газ составляет 70−80%) и газа для сушки производство 1 тонны зерна в Украине будет стоить на $60−90 больше, чем в РФ.
Соответственно, если цены на газ останутся высокими, а также продолжится наблюдаемый тренд на снижение цен на зерно, то уже в этом году мы можем прийти к ситуации, когда украинский аграрий будет получать убыток, а его российский конкурент будет продолжать зарабатывать, наращивая объемы экспорта через бассейн Черного моря и захватывая рынки, куда сейчас мы экспортируем.
Ответить на все эти вызовы, а значит выиграть в гибридной войне, мы сможем лишь решив соответствующие экономические проблемы.
Например, нарастим добычу газа, а также снизим стоимость до уровня европейских долгосрочных контрактов не только для населения и ЖКХ, но и для всей экономики.
Читайте также: Почему украинский газ будет дорожать и что с этим делать
Возродим украинское производство нефтепродуктов. Все это можно сделать, если мы наконец-то решим наши проблемы с коррупцией, обременительным налоговым администрированием, давлением на бизнес со стороны силовиков и неправосудными решениями судов.