В целом же на рынке царит дефицит. «По некоторым ходовым моделям покупателям приходится ждать своей очереди по несколько месяцев, а по отдельным авто лист ожидания уже расписан, минимум, на год», — говорит руководитель компании Autoconsulting Олег Омельницкий.

Автомобильные новинки, которые начали презентовать производители, существенно подорожают. По некоторым маркам цены могут прибавить до 20%, что, по словам Омельницкого, существенно отразится на продажах и топовом списке самых популярных марок у наших автолюбителей.

Подорожание новых авто тянет вверх ценники и на б/у технику. Что происходит на отечественном авторынке, — разбирался «Минфин».

Первые итоги продаж

Первый итог отечественного авторынка в этом году оказался сенсационным. Как сообщили в Институте исследований авторынка, в январе продажи новых машин обвалились на 50,1%.

Читайте также: Под электрокары в Украине дали льготы: как изменятся цены на новые и б/у авто

«Всего в январе 2022 года на первичном рынке украинцы приобрели 5,4 тысячи новых легковых авто. Из общего количества первые регистрации импортных авто составили 90,1%, остальные 9,9% (0,5 тысяч авто) — первые регистрации легковушек, произведенных в Украине», — отметили аналитики Института.

Читайте также: Украинский автопром начал год с низкого старта

Правда, 50-процентный обвал зафиксирован по отношению к декабрю. А такое сравнение эксперты считают некорректным. «Декабрь всегда отличается максимальными продажами авто. В январе же на рынке царит традиционный сезонный спад, такая картина наблюдается ежегодно», — говорит эксперт.

А вот по сравнению с январем прошлого года, по данным Autoconsulting, спад продаж не такой большой — порядка 2,5%. При этом сегмент легковых авто просел на 1,9%, а, к примеру, рынок коммерческой техники — на 7%.

В Институте исследований авторынка спад продаж в январе этого года, по сравнению с январем 2021 года, оценили в 9,4%. То есть минус в продажах однозначно есть. «Да, начали хуже, чем в прошлом году», — констатирует Омельницкий.

В чем причина? На январские результаты повлияло сразу несколько факторов.

Во-первых, курсовые скачки. Курс доллара, к которому привязаны ценники на авто, в январе заметно вырос. Поэтому многие потенциальные покупатели заняли выжидательную позицию, отложив покупку до лучших времен.

Во-вторых, на авторынок повлияла общая неспокойная ситуация в стране. Те, кто планировал обновить авто, решили подождать.

В-третьих, и это одна из главных причин январского спада продаж новых авто, — дефицит машин.

Весь прошлый год мировой автопром лихорадило из-за сбоя в глобальных цепочках производства и доставки комплектующих для авто. В частности, мировой автопром испытывал большие проблемы с микрочипами (а это — вся электроника в автомобилях). И, судя по всему, ситуация вряд ли улучшится и в этом году.

За полупроводниками выстраиваются очереди, что позволило производителям повысить цены.

В прошлом году по украинскому рынку авто дефицит прошелся по касательной. Нехватка отдельных моделей чувствовалась, но на общий итог продаж она повлияла несущественно. По итогам 2021 года рынок новых авто вырос на 20%, тогда как, к примеру, многие рынки европейских стран ушли в минус.

Причина в том, что наш рынок считается относительно небольшим. Это позволяет импортерам маневрировать, скажем, перехватывать отдельные небольшие партии авто на других рынках.

Но в этом году ситуация кардинально изменилась.

«От года к году в январе регулярно наблюдается уменьшение количества продаж новых автомобилей. Но в этом году, помимо этого, украинский рынок начал ощущать в полной мере проблемы с нехваткой компонентов и электронных блоков. В итоге, на самые популярные модели и комплектации наблюдается повышенный спрос, который непросто удовлетворить. Результатом становится смещение производителями сроков поставок новых автомобилей для украинского рынка», — говорит пресс-секретарь корпорации «Укравто» Дмитрий Скларенко.

Дефицит не только сильно влиял на январские продажи, но и заметно перекроил список топовых брендов.

«К примеру, Kia, которая всегда входила в топ-3, опустилась сразу на 11 позицию. Это связано с дефицитом авто. Нехватка машин чувствуется также в сетях Skoda, Toyota. Их продажи упали, по сравнению с январем прошлого года, на 38−45%. Продажи Mazda вообще обвалились на 70%. По брендам, продавцам которых удается поддерживать склады на нужном уровне, наоборот, отмечается рост продаж.

Скажем, по Renault в январе зафиксировано увеличение объемов реализации на 23%, по Volkswagen — на 86%, по Peugeot — на 37%, по Citroen — на 45% и т. д.", — говорит Омельницкий.

Купить самые ходовые модели авто сейчас не так просто — нужно записываться в очередь. По некоторым моделям Skoda, Toyota лист ожидания — на несколько месяцев. А, к примеру, ждать своего Land Cruiser 300, возможно, придется и несколько лет.

Какие машины покупают украинцы

Ситуация разнится в зависимости от ценовой категории. К примеру, сегмент недорогих новых машин в январе вырос на 49%, премиальных авто — на 29%, а люксовых (Bentley, Rolls Royce, Aston Martin и др) — на 116%.

В то же время, в сегменте средних цен зафиксирован спад продаж на 22%.

Взлет низкого ценового сегмента и проседание среднего в целом понятны. С одной стороны, для многих водителей на первое место все чаще выходит цена, ведь благосостояние рядовых потребителей за последнее время особо не улучшилось.

С другой, в среднем ценовом сегменте наиболее ощущается дефицит авто, так как машины такого класса популярны в Европе, и производители просто не успевают удовлетворять спрос.

Особняком стоит сегмент дорогих и очень дорогих авто. Их продажи в прошлом году выросли во всем мире. К примеру, Bentley закончила год с плюсом более чем в 30%, Lamborghini — 13%, Ferrari — 22% и т. д.

Читайте также: Tesla отзовет еще более 26 тысяч электрокаров из-за дефектов программного обеспечения

Такая тенденция поясняется тем, что именно на волне пандемии в мире произошло «перераспределение богатств» — многие бизнесмены смогли неплохо подняться на скачках биржевых котировок, фондовом рынке или, к примеру, продажах ковидного ассортимента товаров и медпрепаратов.

В Украине и премиальный, и люксовый сегменты, как видно, тоже чувствуют себя неплохо.

Если говорить о премиальных марках, то, к примеру, продажи Audi в январе этого года выросли на 58%, BMW — на 26%, Mercedes — на 52%, — сообщили в Autoconsulting. Да и весь прошлый год продавцы премиальных марок не жаловались на отсутствие покупателей.

У нас повышенный спрос на дорогие авто связан не только с ростом доходов отдельных специалистов (к примеру, IT-шников) и бизнесов (скажем, фармацевтического, медицинского, продуктового), но и с появлением «нового поколения» чиновников, желающих пересесть на машины более высокого класса.

То же самое с люксовыми машинами, по которым в январе этого года зафиксирован рекордный рост в 116%. Правда, если посмотреть на конкретные цифры продаж, ситуация выглядит не столь оптимистичной.

«В штуках этот сегмент крайне узкий. Скажем, в январе прошлого года было продано 6 авто, в январе 2022 года — 13. Но, однозначно, своя целевая аудитория у продавцов люксовых авто все же есть», — говорит Омельницкий.

Сколько придется платить за новинки

Дальнейшее развитие ситуации на рынке новых авто во многом зависит от того, смогут ли продавцы справиться с дефицитом машин, и по каким ценам они станут выставлять их в салонах.

На волне дефицита микрочипов иномарки уже подорожали примерно на 5%. Но это только начало.

«Автомобили нового модельного года прибавляют в цене 3−5% каждый год, но в этом году основной причиной возможных изменений цен будет именно нехватка автомобилей, и, соответственно, нехватка будет компенсироваться доходностью», — говорит Дмитрий Скларенко.

О том, что следующее поколение авто будет заметно дороже, можно судить уже по презентациям новинок.

«Скажем, кроссоверы одного из китайских брендов заявлены в ценовой категории от миллиона гривен, что примерно на 20% выше предыдущих моделей. Но за такие деньги, а то и дешевле, еще недавно можно было купить кроссоверы японских марок. Это значит, что и их новинки подорожают», — говорит Омельницкий.

Мировой автопром взвинчивает ценники по ряду причин. Во-первых, дефицит микрочипов и их подорожание, во-вторых, рост цен на металлы, использующиеся в производстве авто, в третьих — общая инфляция. Свою роль сыграла нехватка техники и повышенный спрос на отдельные модели.

При этом производители авто повышают цены по-разному. «По японским маркам пока выдерживается наиболее сбалансированная ценовая политика. Поэтому, скорее всего, стоит ожидать перераспределения продаж в их пользу», — считает Омельницкий.

Что происходит на рынке б/у авто

Ситуация на рынке новых авто сказывается и на б/у сегменте.

Правда, с продажами тут все хорошо. По данным Института исследования авторынка, в январе 2022 года продажи подержанных машин в Украине выросли на 22,5%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если сравнивать с декабрем, рынок упал на 25,3% (что в два раза меньше, чем в сегменте новых авто).

Тем не менее, рынок б/у техники тоже лихорадило. В частности, были проблемы с растаможкой корейских иномарок, на которые таможня поставила явно завышенный индикатив. И только недавно проблему удалось решить.

При этом, как рассказали нам предприниматели, занимающиеся поставками авто из Европы, по их растаможке тоже не все так гладко.

«Таможня оценивает машины дороже, чем в прошлом году. Соответственно, приходится платить больше за растаможку. Общие платежи увеличились на 15−25%, в зависимости от конкретной таможни и марки авто.

Понятно, это отражается в ценнике на машину. Плюс еще в прошлом году подержанные авто в Европе подорожали, минимум, на 10%, что связано с дефицитом новых автомобилей и повышенным спросом на б/у технику. В этом году тенденция сохраняется. Только за январь ходовые модели прибавили в цене 3−5%. В итоге, стоимость подержанной иномарки из Европы в Украине повысилась примерно на 7% только за первый месяц этого года. И возможно дальнейшее подорожание", — рассказал нам «гонщик» из Киева Александр.

Все это притормозило импорт подержанных иномарок. По данным Института исследований авторынка, в январе доля импорта б/у авто в структуре вторичного рынка снизилась с 32,8% до 29%.

В то же время, выросли внутренние перепродажи. «В топовом списке наиболее популярных б/у марок в этом сегменте — Lanos, Volkswagen Passat, Skoda Oktavia, Volkswagen Golf», — отмечают в Институте исследований авторынка. Средний возраст авто на внутреннем рынке перепродаж — 14,8 лет.

По импортным б/у машинам ситуация отличается. Тут средний возраст авто — 11,2 года, а среди самых популярных моделей — Ford Focus, Opel Astra, Opel Zafira, Renault Megan.

В ближайшее время конфигурация б/у рынка и по каналам поставок и продаж, и по маркам, и по ценам может существенно измениться. На фоне подорожания импортируемой техники ожидается рост внутренних перепродаж, где ценники растут не так быстро. Плюс на рынок уже выходят евробляхи, растаможенные по льготным ставкам.