Всеукраинская кампания #ШахрайГудбай станет продолжением первой подобной кампании, которая состоялась в 2020 году. Ее цель — улучшить осведомленность граждан о кибергигиене и способствовать формированию культуры безопасного поведения в виртуальном пространстве, а также напомнить об основных правилах безопасности безналичных расчетов.
Тема кибербезопасности и платежного мошенничества остается актуальной по всему миру и Украина не исключение. В частности, Национальный банк констатирует рост активности мошенников в 2021 году.
«Если говорить об уровне ущерба от незаконных действий с платежными картами в общем объеме всех таких операций, то он остался относительно низким. В прошлом году на один миллион гривен расходных операций с использованием платежных карт на незаконные действия или сомнительные операции приходилось 65 гривен. Это немного, но больше, чем в 2020 году: тогда было 48 гривен», — сказал заместитель председателя Национального банка Алексей Шабан.
Самым популярным методом мошенничества с платежными картами в Украине, как и в мире, традиционно остается социальная инженерия, благодаря применению которой люди сами переводят деньги аферистам или раскрывают им данные своих карт.
В 2021 году украинцы чаще выбирали безналичные платежи и покупки онлайн, что стимулировало мошенников искать новые способы завладения денежными средствами.
В общей сложности за прошлый год, по данным Национальной полиции, киберпреступники обманули граждан более чем на 193 миллиона гривен.
Всего в 2021 году киберполиции удалось задокументировать преступную деятельность и направить в суд более 2000 уголовных производств, касающихся именно интернет-мошенничества, а к их совершению были причастны 422 злоумышленника.
Также в работе на сегодняшний день находится еще более 6600 производств. Кстати, именно мошеннические действия в сети Интернет составляют почти 70% всех поступающих в киберполицию обращений.
Самыми распространенными в 2021 году мошенническими схемами были: продажа несуществующих товаров, псевдовыигрыши, телефонные мошенничества, фишинговые ресурсы для присвоения денег или сбора персональных данных, завладение деньгами под предлогом сверхприбылей и просьба знакомых о помощи в социальных сетях.
Поэтому для НБУ остается важной тема повышения киберзнаний и безопасного поведения граждан — клиентов финансовых учреждений в виртуальном пространстве.
Важным направлением кампании #ШахрайГудбай станет разъяснение простых правил, которые следует соблюдать при взаимодействии с киберпространством, в частности в финансовых вопросах.
Следите за страницами Мегабанка в соцсетях и пользуйтесь простыми правилами кибербезопасности.