Как реагировала гривна
Самый очевидный вред — курс гривны. Но курс гривны уже вернулся к отметке 28 гривен за доллар. На валютном рынке не было паники. Депозиты оставались в банках. Не было очередей в обменниках. В том числе потому, что за последние годы плавающий валютный курс приучил людей, что гривна может двигаться в обе стороны. И раскачивать ситуацию тут пытались друзья Коломойского, а никак не западные партнеры.
Нацбанк действительно потратил чуть больше $1 млрд из резервов. Но для этого резервы и существуют, чтобы сглаживать валютные колебания.
И если вы считаете, что это много, то давайте вспомним, что творилось на валютном рынке во время российской агрессии, во время боев под Дебальцево. Именно тогда курс улетал к 34 гривен за доллар, а паника была невероятно высокой.
А вся информационная шумиха, поднятая Западом, позволяет минимизировать риски именно этого сценария. Когда Путин решается на военную агрессию. Это сохраняет не только жизни украинцев (а также россиян и белорусов), но и экономику Украины.
Как только Запад озвучивает сценарий, Путин уже не может его использовать. Нет эффекта внезапности. Да и образ Путина укореняется как образ агрессора. Особенно когда разного рода страшные сценарии из кремлевских конвертиков «на все случаи жизни» публикуют таблоиды, а-ля Bild.
Такое читают обычные люди, а не вшивые интеллигенты, и именно голоса этих людей важны на выборах. И теперь гораздо больше таких людей думает, что Россия хочет и может напасть на Украину. А значит и политики вынуждены больше занимать проукраинскую позицию. А это тоже фактор, который будет останавливать Путина.
Запад, подняв шумиху, показал Путину, давая деньги и оружие, что цена его вторжения будет велика. А дальше все уже зависит от степени его безумия. В том числе и дальнейшая динамика гривны.
Читайте также: Курс доллара и евро на этой неделе: что может снова расшатать ситуацию
Испугались ли инвесторы
Тут получается, что особо некого пугать. Как пели когда-то в советской песни «Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед». У нас не было очереди из инвесторов, которые готовы инвестировать в экономику Украины, а теперь передумали. Всех этих инвесторов давно распугали инвестиционные мачехи от СБУ, ДБР и прокуратуры. Справились сами и давно.
Кто пугался — так это портфельные инвесторы. Их испуг повлиял на курс гривны, но тут мы видим, что эффект минимален. Их испуг повлиял и на внешний рынок, на рынок украинских еврооблигаций.
Но это оказалось не так и плохо. Почему? Во-первых, потому что украинский Минфин вышел и купил дешевле номинала, значительно дешевле, часть долга, который Минфину предстояло погасить уже в сентябре. Значительная экономия денег получилась. Наших с вами денег. Плюс, помимо Минфина, украинские еврооблигации стали активно выкупать украинцы, что вдохнуло жизнь в пребывающий в коме украинский фондовый рынок. Мелочь, но приятно.
Читайте также: Эйфория на рынке ОВГЗ закончилась: что дальше
Кредиты только за реформы
Важный момент, что внешние инвесторы остаются напуганными, и после такого стресса не станут в ближайшее время покупать новый украинский долг. Это означает, что украинское правительство не сможет заимствовать на внешнем рынке в этом году, по крайней мере в ближайшие месяцы.
Плохо ли это? Для украинской власти — очень плохо. Но не для граждан. Почему? Потому что такая ситуация вынуждает украинскую власть больше зависеть от наших официальных кредиторов. Повторяя историю 2014−2015 гг., когда были сделаны основные реформы.
В том числе те, которые сделали нашу экономику более устойчивой, как реформа курсообразования и Нацбанка. Да и молодые патрульные полицейские, которые не боятся выйти в эфир и могут отказаться от сумки со сладостями, появились именно тогда.
Так вот, в 2022 году украинские власти как никогда будут нуждаться в поддержке МВФ, Мирового Банка, ЕС и США. А значит будут вынуждены делать реформы. Как, например, будут вынуждены бороться с коррупцией. Только бабло может победить такое зло. Потому что, как мы видим, без волшебного пенделя никто не хочет бороться с коррупцией. И просто в открытую саботирует избрание антикоррупционного прокурора. Видимо, потому что не все важные люди еще ушли тихонечко в лес.
Реформы же помогают экономике Украины. А вредят коррупционеры. Так что закрытый внешний рынок, как мы видим, скорее полезен для экономики Украины, а не вреден.
Таким образом, очень некорректно говорить, что экономика Украины сильно страдает. Да, это неприятно. Но проблемы создают не наши западные партнеры, а Путин. А они помогают нам их решать. И очень часто просят украинскую власть просто не мешать. Хотя и от этого обитатели Печерских холмов очень часто не могут удержаться. Не зря же в Вашингтоне украинскую власть называют контрпродуктивной.
Читайте также: Все будет Grammarly: как украинцы создали онлайн-сервис на $13 млрд
Хорошая новость, что Штаты и ЕС помогают не украинской власти. А вопреки ей. И вопреки ей значительно нарастили поддержку. Что, в долгосрочной перспективе, будет очень положительно влиять в том числе и на ситуацию в экономике.
А Путин? Его безумие остается фактором риска. Но повлиять на него мы не можем совершенно.